Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Можно ли назвать судьбу Раскольникова «историей интеллекта, заблудившегося во мраке безверия»? (ЕГЭ по литературе)

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является социально-психологическим романом. Автором делается акцент не только на правдоподобном описании действительности XIX века, что характерно для литературного направления реализм, но и с помощью приема психологизма передает особенности внутреннего мира и мировоззрения главного героя Родиона Раскольникова — персонажа весьма противоречивого. Можно ли назвать его судьбу «историей интеллекта, заблудившегося во мраке безверия?».

С одной стороны, бывший студент предстает образованным молодым человеком, способным к мышлению и глубокому осмыслению окружающего мира. Замышляя убийство Алены Ивановны, герой думает о том, что обществу вовсе не нужны такие люди, как старуха-процентщица — стремящиеся к наживе, материальному благополучию и не замечающие в окружающих ничего, кроме возможности получения денег.

Справедливо сказать, что одним из мотивов убийства героини действительно являлось желание Раскольникова преодолеть социальную несправедливость. Герой и вправду предстает неравнодушной к окружающим людям личностью, чему примером может послужить эпизод, когда Родион Романович отдает предназначенные ему деньги матери семье Мармеладовых, несмотря на собственную бедность.

С другой стороны, основным мотивом совершения преступления, конечно, явилось вовсе не стремление к установлению справедливости. Убийство старухи-процентщицы было продиктовано стремлением проверить свою теорию о двух типах людей: «тварях дрожащих» и «право имеющих». Раскольников пытался выяснить, кем же является он, и был весьма разочарован, осознав свою духовную слабость. По сути, главный герой «заблудился во мраке безверия», ведь поначалу он скептически относится к религиозным рассуждениям Сони Мармеладовой. Да и сам поступок Раскольникова, конечно, нельзя назвать праведным. Однако в эпилоге произведения, находясь на каторге, Родион Романович берет у героини Евангелие, что может свидетельствовать о его нравственном возрождении, хотя от своей циничной теории персонаж так и не отказывается.

Надо сказать, что «мрак безверия» сильно сказывается на душевном состоянии Раскольникова. Даже его друг Разумихин не может понять причину столь явной перемены в бывшем студенте, случившейся с ним после совершения убийства. Совсем иначе ведет себя Свидригайлов. Этот герой позволяет себе цинично рассуждать о собственной судьбе, творить предосудительные поступки, чему примером может послужить фрагмент, когда он пристает к сестре Раскольникова Дуне. Антитеза Свидригайлова и Родиона Романовича ещё раз наталкивает на мысль о том, что бывший студент не окончательно растерял духовные качества, у него есть шанс выбраться из «мрака безверия». Сам герой не решается рассказать матери о совершенном им убийстве, потому что осознает низость своего поступка. Справедливо назвать главного героя «интеллектом». Личность бывшего студента весьма противоречива, но не лишена положительных нравственных черт.

Анализируя судьбу Раскольникова, я пришел к выводу, что её действительно можно назвать «историей интеллекта, заблудившегося во мраке безверия». Герой совершает страшное преступление, однако в душе остается человеком добрым и даже милосердным. Авторская позиция заключается в том, чтобы показать несостоятельность и циничность теории Раскольникова и продемонстрировать истинные моральные ценности через образ Сони Мармеладовой.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.