Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ произведения «Леди Макбет Мценского уезда» (Лесков Н С)

Жанром произведения Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» является повесть (по определению автора — очерк). В названии своего произведения Лесков использует имя главной героини пьесы Уильяма Шекспира «Леди Макбет». Писатель с ноткой иронии словно отожествляет судьбы героинь, ведь в обоих произведениях женщина, ведомая безрассудной страстью к возлюбленному и жаждой власти, закрывает глаза на все моральные и духовные ценности и совершает страшный грех — отнимает жизнь у всех, кто стоит на её пути. В конце произведений обе героини ощущают ошибочность своих чувств и заканчивают свою жизнь самоубийством.

Произведение Лескова во много перекликается с драмой Островского «Гроза»: в обоих произведениях читателя представлена судьба молодой купчихи из бедной семьи, отданной за богатого, но немилого человека.

У героинь даже перекликаются имена: Катерина Кабанова – Катерина Измайлова. Если в «Грозе» главная героиня — невинная, чистая, несчастная девушка, глубоко верующая и богобоязненная, то Катерина Измайлова, наоборот, не имеет в своем сердце ничего святого и с хладнокровной жестокостью совершает преступления.

Жертвами Катерины Львовны стали: Борис Тимофеевич — свёкр, Зиновий Борисович — муж, Федя Лямин — племянник мужа, Сонетка – новая любовница Сергея, с которой Катерина утопилась в Волге. Первым в жизни Катерины грехом стало убийство свекра, Бориса Тимофеевича, который скончался после того, как героиня отравила его крысиным ядом, посыпав его в грибы.

Сергей представлен автором как хитрый и алчный человек, знающий о своих достоинствах. Он пользуется своей привлекательностью, чтобы соблазнить богатую хозяйку, играть на её чувствах и манипулировать ею, ради достижения заветного положения. Писатель показывает, как страсть может не возвысить, а унизить личность, ввергнуть её в бездну порока. Люди часто идеализируют чувства, но нельзя игнорировать опасность этих иллюзий.

В конце произведения героиня сравнивается с щукой: «Тяжёлый багор на длинной веревке взвился и упал в воду. Сонетки опять не стало видно. Через две секунды, быстро уносимая течением от парома, она снова вскинула руками; но в это же время из другой волны почти по пояс поднялась над водою Катерина Львовна, бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкоперую плотицу, и обе более уже не показались».

Читая произведение и анализируя время его написания, очень сильно бросается в глаза то, как сильно оно отличается от творений современников. После всего, что совершила героиня, перед самой смертью в её душе не наступает христианского просветления, раскаяния, сожаления. Она даже не может вспомнить слова молитвы, а словно языческое заклинание повторяет: «как мы с тобой погуливали, осенние долга ночи просиживали, лютой смертью с бела света людей спроваживали». Писатель словно обращает внимание общества на то, что к сожалению такой тип людей тоже существует и это нельзя скрывать. Повинуясь эмоциям и чувствам, человек может совершать глупые, безрассудные, а порой страшные и жестокие поступки, за которые в любом случае последует расплата.

В начале произведения героиня вызывает только жалость и сочувствие: она молода, но в браке не по любви, за пять лет жизни с мужем у неё всё ещё нет и, вероятно, не будет детей, её повседневность скучна и однообразна. Но по мере развития сюжета открываются совершенно неожиданные стороны её характера, ослепленная страстью она изменяет мужу, она решается даже на убийство, причем не одно, и совершает всё это с такой хладнокровностью, словно это обыденное действие. Убийство невинного ребенка, Феди, окончательно убивает всякое желание понять эту женщину. Вынашивая собственного ребенка под сердцем, она убивает наивного мальчика, который с интересом читает священные книги, и всё это делается только для Сергея, который в дальнейшем показывает свое истинное лицо. Когда героиня оказывается в ссылке, ещё сильнее возрастает количество безрассудных поступков. Она изо всех сил старается быть рядом с человеком, от которого случилась революция в её внутреннем мире, а он открыто насмехается над ней, но и это её не останавливает. Она терпит даже самые нудные поступки возлюбленного, до последнего надеясь на ответные чувства. Но в конце она понимает, что всё тщетно, и единственный выход — смерть. Но и из жизни она уходит не одна, словно говоря Сергею «так не доставайся же ты никому». Читая это произведение, очень ясно раскрывается смысл выражения «любовь слепа».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.