Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Какой смысл несёт в себе название драмы А. Н. Островского «Гроза»? (ЕГЭ по литературе)

В драме Гроза Н. А. Островского пейзаж играет важную роль в раскрытии идейного замысла автора. Его значимость подчеркивает символическое название произведения. Рассмотрим, какой смысл несет в себе заглавие драмы островского.

Во-первых, пейзаж и в частности гроза подчеркивают развитие сюжета, эмоциональный накал каждой из композиционных частей. Так, предгрозовая обстановка в первом действии свидетельствует о неизбежности конфликта. Кульминация произведения — публичное признание Катерины в измене — сопровождается громом и молнией.

Так автор символически передает трагедию в жизни семьи кабановых. То есть гроза создает эмоциональный фон действий, влияет на поведение персонажей. Также стоит отметить, конфликт свободы и несвободы в пьесе, который подчеркивает антитеза прекрасного пейзажа волги и, автор использует эпитет, “жестоких нравов” в городе Калинове (“слёзы льются за этими заборами невидимые и неслышимые”).

Во-вторых, гроза символизирует житейскую драму, отражает чувство страха и напряжения жителей Калинова. Для каждого персонажа гроза ассоциируется с разными вещами. Так, Тихон слышит в раскатах грома крики матери, которая тиранически управляет взрослым сыном, что подчеркивает уничижительный сарказм героя: “Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!”. Для Дикого молния — это неизбежная кара для грешников (автор описывает значимый для сюжета диалог Кулигина с Диким, где проявляется абсолютное невежество и глупость представителей “темного царства”, что подчеркивает косноязычная речь героя: “елестричество”. В ответ на предложение поставить громоотвод, купец говорит, что грешникам не скрыться от наказания). Для Катерины гроза — символ божьего суда. Она боится греха, поэтому признается во всем и гроза становится будто очищающей силой. Сильная натура героини не терпит лжи, что подтверждает синтаксический параллелизм: “Обманывать-то я не умею, скрыть-то я ничего не могу”. Только Кулигин (герой-резонер, у которого говорящая фамилия, отсылающая к русскому изобретателю Кулибину) видит в грозе торжество природы, ведь в произведении только духовно богатые люди могут наслаждаться красотой природы.

В-третьих, гроза — это социально-историческое потрясение. Идейный центр пьесы — конфликт “темного царства” с его жертвами. В нем катерина, по словам Добролюбова, является “лучом света”. И действительно, именно с нее начинается разрушение уклада домостроя в изолированном от мира городе (неслучайно странница Феклуша называет Калинов “обетованным раем”). Если в начале пьесы Кабанова, прикрываясь религией и традициями, могла диктовать домочадцам, да и всему городу, как жить ( это подтверждает восклицательное предложение: “Куда воля то ведет!”), то в финале Катерина бунтует против несвободы (поэтому она утопилась, не желая идти на компромисс, как это сделала варвара, герой-антипод катерины), кулигин не смиряется, как обычно, а высказывается прямо (“вот ваша катерина”) и даже Тихон (говорящее имя подчеркивает послушность) бунтует против матери, что выражается через лексические повторы и восклицательные предложения: “вы (кабаниха)ее погубили! вы! Вы!” Все это говорит о том, что устаревшим порядкам скоро придет конец. Именно такое символическое значение имеет название произведения.

Таким образом, гроза — ёмкий символический образ, отражающий разные смысловые планы в произведении.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.