Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Почему люди упускают своё счастье? Аргументы И. С. Тургенев «Ася», А.П. Чехов «Дом с мезонином», И. А. Бунин «Чистый понедельник» (Итоговое сочинение (декабрьское))

Во многих текстах одним из основных мотивов является мотив утраченного счастья. Наверно, он близок каждому читателю, поэтому находит живой отклик в сердцах и заставляет раздумывать о том, что такое счастье, и как его достигнуть.

Этот мотив встречается во многих произведениях: он актуален всегда, поскольку каждый человек хочет найти свое счастье. Так и герои «Аси», «Дома с мезонином» и «Чистого понедельника» ищут свою мечту, стараются ее достигнуть, но всегда терпят поражение.

Возможно, это связано с тем, что никто из героев не хочет быть счастливым, все думают только о том, как бы стать таким человеком в будущем. А счастье — сиюминутно, оно не может быть ни вчера, ни завтра, как заметил г-н Н.

из «Аси».

Также мотив счастья в этих текстах напрямую связан с темой любви. Где-то эти понятия даже смешиваются: г-н Н. видел свое счастье вместе с Асей, Художник — с Мисюсь, а герой рассказа «Чистый понедельник» — с «ней». Почему же эти герои упустили свое счастье? Неизбежно ли было расставанье? Всегда ли счастье зависит от их действий? Давайте проанализируем на примере каждого из текстов.

С самого начала Ася из одноименной повести привлекла внимание главного героя. Она отличалась от всех девушек дворянского сословия живостью характера и неистощимой энергией. Искренность Аси тоже выделяла ее из толпы. Её можно назвать счастьем. Ведь счастье — это что-то сиюминутное, оно не бывает в будущем, также и героиня повести — всегда оживленна. Она не боится делать в то же мгновение, что ей нравится, например, лазать по горам. Её образ получился у Тургенева очень динамичным, легким и чистым.

«Завтра я буду счастлив!», — думал главный герой повести «Ася». Эта мысль не могла не принести ему радостных мыслей. Однако, как он заметил позже «У счастья нет завтрашнего дня», поэтому, думая так, он уже не мог быть счастлив, поскольку надеялся на будущее, не думая о настоящем. Интересно заметить, что слово «счастье» родственно слову «сейчас», само происхождение этого слова напоминает о том, что его не надо ждать, не надо вспоминать мгновения счастья, надо отыскать его внутри себя.

Г-н Н. оттолкнул Асю, повел себя неожиданно и для себя и для влюбленной девушки. Этим необдуманным шагом он оттолкнул свое радостное будущее. Рассмотрим, как резко противопоставлены ночь после разговора и утро. В ту же ночь Г-н Н. окрылен мыслью о том, что сможет жениться на Асе. На следующее утро, когда он узнает, что Гагины съехали, он вдруг теряется, становится грустным. Ведь его счастье — Ася уехала.

Вот как один разговор может повлиять на всю жизнь. Это был момент осознания печального будущего. Отгоняя эти мысли, г-н. Г. старается догнать ускользнувшую мечту. Получается, что счастье зависит от случая, от вовремя сказанных слов и от того, хватит ли дерзости у желающего счастья, чтобы взять его из цепких рук судьбы: «но я не сказал его ей, я не сказал ей, что я люблю её...».

А вот художник из рассказа А. П. Чехова «Дом с мезонином» рассказал про свою любовь и словами и поцелуями, но все равно не смог удержать возлюбленную. Так же как и Ася, Мисюсь была чиста и искренняя: свои чувства она раскрыла родным, спасая честь, они должны были сразу уехать, что и сделали. Главный герой упустил своё счастье, потому что у него не хватило смелости, а может даже и силы чувств, чтобы предложить Жене руку и сердце. Он оказался довольно-таки поверхностным человеком: если герой Тургенева искал Асю, хоть и безуспешно, то герой Чехова решил просто уехать в Петербург. В Тульской губернии его держала только любовь к Мисюсь.

Мотив «утраченного счастья» в «Доме с мезонином» появляется не только в конце, когда герои расстаются, но и в середине рассказа. Через сестру старшую сестру нам показана сама судьба, которая не желает допустить этого союза. По её отношениям с главным герое становится ясно, что он не сможет быть с Мисюсь, ведь старшая сестра — авторитет для младшей и главный человек в их семействе.

В «Чистом понедельнике» мотив утраченного счастья проходил сквозь весь текст. То, что роман главных героев кончится трагично, чувствовалось ещё в самом начале. Этому способствовали и таинственность личности возлюбленной главного героя, и её неожиданные фразы о церквях и кладбище, которые выбивали и читателей, и главного героя из атмосферы рассказа, и само грустное, местами безэмоциональное, настроение, с каким герой рассказывал об их романе.

Поражает то, с каким хладнокровием и порой даже непониманием герой относится к странным фразам своей возлюбленной. Возможно, он не хочет к ним прислушиваться, потому что они наводят на грустные мысли о будущем. Однако от внимательности к мельчайшим деталям поведения и характера зависела вся его жизнь. Эти тревожные фразы, например, «Вот вчера утром я была на Рогожском кладбище...» с самого начала говорили о том, что что-то должно произойти: резкое и неожиданное, как эти слова.

Да, главный герой замечал их и беспокоился за «нее», но так ничего и не предпринял. Он решил оставить все так, как есть, не пытаясь вникнуть в эти странные фразы. Он был доволен ролью ведомого в их союзе, поэтому списывал эти слова на «московские причуды», не заботясь о них реально.

Все герои, кроме художника переживают разрыв с любимой очень тяжело: их душит осознание утраченного счастья. Мысль о том, что их жизнь могла сложиться по-другому не дает им покоя. Герои не только упускают шанс стать счастливыми, но и обрекают себя на муки. Можно долго раздумывать над тем, какой была бы жизнь, при другом действии или решении — вот это множество бесконечно-неизведанного варианта счастливой жизни и заставляет их страдать.

В каждом тексте мы имеем воспоминания о прошлом, то есть утраченное счастье напоминает о себе и через многие годы. Все герои расстроены тем, что не смогли обрести покой и радость — истинное счастье, однако никто из них не корит себя, кроме г-на Н, но и тот, погоревав, признается что «не слишком долго грустил по ней». Расставанье влюбленных в каждом из текстов было неизбежно: рассчитывая на благоприятный для себя исход событий, они оставались безынициативными и боялись серьезных действий.

Всегда что-то мешало главным героям сделать решительное действие и изменить свою жизнь. Мешали и внутренние чувства, как например, в «Асе», и жизненные обстоятельства, как в «Доме с мезонином». Во всех трех текстах герои удивлены внезапным отъездом любимой, но разве это не их вина, не плод их нерешительности и легкомыслия. А может, это просто особенность русского человека, а значит русского литературного героя — оставаться несчастным, имея все шансы на обратное.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.