Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Идейное содержание по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.)

Иван Сергеевич Тургенев завершил работу над одним из лучших своих произведений – романом «Отцы и дети» в 1961 году. На тот момент в обществе назревала острая проблема – проблема отцов и детей, которая и была раскрыта автором в романе. То есть основной идеей произведения являются взаимоотношения двух поколений, что очевидно уже из названия.

В сущности, основными представителями противоположных течений являются два персонажа: Евгений Васильевич Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Противостояние этих героев представляет собой столкновение двух мировоззрений и двух поколений.

В их спорах всплывает множество различных проблем, которые можно рассматривать с противоположных позиций. Павел Петрович является типичным представителем идеалистических взглядов, в то время как Базаров – материалист до мозга костей. Причем его материализм настолько дерзок и вульгарен, что он не признает никаких принципов и авторитетов, за исключением тех, которые могут принести хоть какую-то практическую пользу. Он придерживается мнения, что человеческие чувства и эмоции, душевные переживания ничего не стоят. Все подчинено законам физиологии и лишено какой-либо духовной составляющей. Он отрицает буквально все. Не признает природных красот и искусства. Его циничные высказывания о природе и поэзии, как нельзя лучше, характеризуют личность: «Природа –не храм, а мастерская»; «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Базаров не признает ничего, что выходит за рамки разумного и материального. Но и его материалистические взгляды буду подвергнуты серьезному испытанию. Ведь от любви никто не застрахован.

Ярый противник Базарова – Павел Петрович – закоренелый аристократ с идеалистическими взглядами. Резкая критика высказываний молодого нигилиста сквозит в каждой реплике Кирсанова. Ведь по его мнению, Базаров отрицает то, что является неоспоримым и само собой разумеющимся.

Принимая во внимание социальную нетерпимость участников спора по отношению друг к другу и отсутствие стремления установить истину, нельзя требовать от читателя однозначного суждения о том, кто же все-таки прав. Оба героя перегибают палку, доказывая свою правоту. Но все же, сложно не согласиться с Павлом Петровичем в том, что искусство и красота природы, духовный мир человека – все это не пустой звук.

В ходе спора об отношении к русскому народу, прослеживаются ироничные нотки автора. Базаров утверждает, что народ необходимо просвещать, ибо он невежественен. Причем Базаров уверяет собеседника в том, что он сам может выполнить эту функцию, поскольку умеет говорить с народом. Кирсанов, в свою очередь, возражает, что невозможно говорить с народом, презирая его. А сами мужики воспринимают их обоих как господ, которым нет дела до простого народа.

Павел Петрович обвиняет Базарова в том, что тот только разрушает. А кто строить будет – непонятно. Ведь все создавалось народом на протяжении нескольких столетий. Но Базаров невозмутим. С надменным видом он отвечает, что дело нигилистов – разрушить, а кто уж там строить будет – их не касается. Такая точка зрения совершенно нелепа, ведь разрушить всегда проще, чем создать что бы то ни было. Именно таким предстает перед нами Евгений Базаров первой части романа, всеотрицающим и непреклонным.

Какие перемены случаются с главным героем после того, как на его жизненном пути повстречается спокойная и невозмутимая Одинцова? Он тщетно пытается противостоять зарождающемуся чувству, повторяя, что это все «романтизм» и что он, Базаров, не может влюбиться, так как это идет вразрез с его мировоззрением. Но, несмотря на все свои усилия, он не может остаться равнодушным к такой умной и прекрасной женщине, как Анна Сергеевна Одинцова. Здесь автор показывает читателю, что любой человек, даже имеющий самые твердые убеждения, не властен над чувствами. И как главный герой не старался побороть в себе всепоглощающую страсть, его попытки не увенчались успехом. Наступает момент, когда ему становится стыдно перед своим учеником – Аркадием за то, что он не смог выдержать того самого «испытания любовью». Герою приходится признать несостоятельность своей теории, отрицающей все духовные начала. Начиная с этого момента, мы видим истинные страдания Базарова оттого, что любимая женщина не отвечает ему взаимностью. Хотя, кто знает, как все сложилось бы, ответь она ему на чувства…

Сравнивая неординарную базаровскую личность с такими типажами, как Ситников и Кукшина, Тургенев хочет показать, как жалки и ничтожны последние. Маскируясь под нигилистов, в действительности, эти людишки ничего собой не представляют. Аркадий Кирсанов также является несостоявшимся нигилистом, в силу поэтичности своей натуры. Он не может отрицать искусства и любви, поэтому его женитьба на Екатерине вполне закономерна.

Отец Аркадия – Николай Петрович, не такой убежденный идеалист, как его брат. Он признает, что молодежи свойственны новые, свежие взгляды на какие-то устоявшиеся вещи и ценности. При этом он глубоко переживает любые нападки со стороны сына.

Разорвав все отношения с семейством Кирсановых, Базаров направляется в отчий дом, где его всегда ждут и готовы принять при любых обстоятельствах. Но этот приезд оборачивается трагедией. Евгений заражается тифом, порезав палец. Можно сказать, что это произошло по глупости, а вероятнее из-за того, что все мысли героя были об Одинцовой, отказавшей ему.

Перед лицом смерти, в последней беседе с возлюбленной, Базаров признается ей в своей любви и привязанности к родителям; прощается с ней с трогательной нежностью. Не говорит ли это о том, что все же герой признает ошибочность своих былых убеждений?

Проблема во взаимоотношениях отцов и детей актуальна и по сей день. Роман Тургенева «Отцы и дети» наглядно демонстрирует, что от нее никуда не деться, и пока живо человечество, будет существовать и данная проблема. Но отрицать все нельзя – в этом главная идея произведения. Автор сочувствует своему герою, симпатизирует ему, но событиями, описанными в романе, доказывает, что всеобщее отрицание ведет к гибели.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.