Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Какова роль портретных деталей в обрисовке персонажей и чем обусловлен их выбор героем-повествователем? По рассказу И. А. Бунина «Ворон» (ЕГЭ по литературе)

В произведении Ивана Бунина «Ворон» одной их ключевых особенностей текста является многогранное описание системы персонажей. Роль портретных деталей очень важна, с их помощью более полно раскрывается образ героя. В «Вороне» автор делает акцент на внешность главного героя: «невысокий, плотный, немного сутулый, грубо-черноволосый, темный…», а вот черты его характера спрятаны в деталях. Характер человека часто раскрывается в его поступках, поэтому описания внешности часто недостаточно. Здесь нам помогают детали: поведение героя в определённых ситуациях, его манера держать себя, коммуникация с обществом и личные переживания персонажа.

Так, мы понимаем, что «Ворон» нелюдим, недобр к окружающим по тому, как он ведёт себя на благотворительном вечере: «Сутуло и крепко стоял возле какого-нибудь киоска…».

Он скрытен и подозрителен, это выражается в том, как он смотрит на мир вокруг него: « Косясь блестящими вороньими глазами на танцующих». В следующих строчках появляется эпизодический персонаж — боярыня. Она противопоставлена главному герою: «Да и на ту боярыню, которая с чарующей улыбкой подавала из киоска плоские фужеры желтого дешевого шампанского». Боярыня — приветлива и добра. Она взаимодействует с людьми, передавая фужеры, в отличие от отца героя-повествователя, который немиролюбиво оглядывает всё вокруг, и, как будто не нуждается в общении. Антитезу подчеркивают цвета: Шампанское — жёлтое, это теплый цвет. «Ворон» — темноволосый, «холодно-жестокий», «в черном фраке», с вороньими глазами (тоже черными).

Мы видим мир произведения глазами сына «ворона». Именно он обрисовывает главных персонажей: отца и Елену Николаевну. Выбор деталей героем-повествователем, показывающих персонажей с той или иной стороны, напрямую зависит от его отношения к ним. Например, в начале произведения юноша трепетно и нежно описывает Елену Николаевну: «Лицом худенькой белокурой девушки в легкой белой блузке с темными от горячего юного пота подмышками …». В конце произведения, отчетливо читается равнодушное отношение героя-повествователя к «прелестной молоденькой жене». Описание — сухое и содержит не столько описание женщины, сколько заметки о том, во что она была одета. Это детальное повествование юноши помогает нам убедиться в том, что Елена Николаевна действительно вышла замуж. Все драгоценности — признаки её нового положения, подтверждение слухов.

Герой-повествователь с детства имеет привычку ассоциировать людей с животными, на которых те похожи. И если мысль о Наполеоне, который похож на пингвина, его радует и веселит, то сходство отца с вороном огорчает мальчика: «А потом грустно подумал: а папа похож на ворона…». В дальнейшем сын ворона упоминает, что «К счастью» для него, он учился в Москве и редко навещал отца. Из этих деталей видно, что образ холодно-жестокого человека закрепляется за данным героем.

Даже женившись на Елене Николаевне, не выглядит счастливым: «Он, во фраке, сутулясь, вороном внимательно читал, прищурив один глаз, программу» – вот каким его увидел сын через несколько месяцев после отъезда. Герой-повествователь и Елена Николаевна были влюблены друг в друга, счастливы вместе. После свадьбы «ворон» не изменил своим привычкам и образу жизни. В тексте нет доказательств, что брак сказался на характере героя в лучшую сторону. Наоборот, под его влиянием изменилась Елена Николаевна. Автор описывает жену «ворона», используя её наряд: «В высокой прическе белокурых волос», « На шейке у неё темным огнём сверкал рубиновый крестик», «Род пеплума из пунцового бархата был схвачен на левом плече рубиновым аграфом». Эти детали показывают нам, что женщина умерла внутри. Она — неживые камни, сияющие темным светом (символ власти «ворона» над ней) и пышная одежда.

Всё вокруг главного героя теряет свои краски, чистоту и душевность. Кажется, что рядом с этим человеком нельзя быть счастливым или испытывать чувство радости.

Это подтверждается описанием Лили — дочки «ворона». Она жила вместе с отцом, поэтому похожа на него, в отличие от героя-повествователя. Лиля — черноглазая девочка с «черной головкой» и скверным характером: «она брыкалась, кусала нам руки». Лилия (Лейла) переводится с арабского языка, как темнота, это еще больше сближает её с отцом. Символично и то, что настроение Лили, в тот момент, было подобно разбушевавшейся грозе. Нередко авторы раскрывают характер персонажа через природные явления. Например, в этом тексте описание грозы показывается резкая грубость и «взбалмошность» Лили, неожиданная смена настроения и эгоизм.

В этом тексте много символичных деталей. Например, название «Ворон» – символ смерти, предвестник беды. Рядом с главным героем у людей исчезают все чувства – то, что делает их живыми. В начале произведения Елена Николаевна ассоциируется с голубкой, символом чистоты и непорочности: «Пятнисто алела тонким и нежным лицом — лицом худенькой белокурой девушки». Её блузка – белая, символ чистоты, фрак «ворона» — чёрный, символ смерти и одиночества. Герои противопоставлены. По этим деталям мы делаем вывод, что Елена Николаевна — жертва «ворона». К концу произведения жена «ворона» не выглядит как жертва: нет смущения, нет неприязни к нелюбимому мужу. Елена Николаевна променяла душевное счастье на материальный достаток.

Детали помогают нам более глубоко погрузиться в текст, найти дополнительный смысл, подтверждая или опровергая нашу оценку персонажей. Акцентируя внимание на деталях, мы узнаем много важного о главных героях и их характере. Значение деталей в любом тексте нельзя переоценить.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.