Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Как изменялся концепт дерева: от мифологии древних славян до литературы серебряного века? Часть 3/3 (О литературе)

В романе-эпопее «Война и мир» образ дерева представлен с помощью приема антитезы. Возьмем один из самых известных эпизодов текста: размышления Андрея Болконского о дубе.

Дерево предстает символом смерти. Оно не подчиняется возрождающей силе весны, с этим дряхлым стариком-дубом сопоставляет себя Андрей Болконский. Он равнодушен к окружающему миру, считает себя умершим внутри, неспособным чувствовать. Его мнение меняется, когда, через несколько дней он возвращается домой после деловой поездки:

Теперь дерево стало символом жизни, который схож с «цветом жизни» в «Обломове» и «Зеленом шуме».

Как мы видим образ дерева может быть представлен с совершенно разных сторон даже в одном тексте.

Когда же пришла эпоха символизма, концепт дерева развился еще сильнее и шире, стал глубже, так как само название подсказывает, что это направление полно тайн и загадок. Так же, как и в романтизме, в стихотворениях, относящихся к концу 19 - началу 20 века, присутствует мистицизм. Возвращение к старой традиции изображения дерева, как божества (в нашем случае это лесная нимфа) мы видим в стихотворении Вячеслава Иванова «Дриады»:

Дерево описывается, как родственное человеку, что отсылает нас к древним мифам. В них повествуется о том, что люди были созданы из деревьев. Лирический герой восхищается образом прекрасной дриады, предлагает прислушаться к ней и принять её божественный шепот:

Также здесь появляется мотив единения с природой, который выражается через общение с духом дерева. В более позднем стихотворении Иванов продолжает использование образа священного дерева:

При заревах, в годину гнева,

Из напоенных кровью глыб

Пророс росток святого древа

На звездный зов заветных Рыб.

О божественном значении дерева нам говорит эпитет «святое», а вот образ звездных рыб, означающих знак зодиака, добавляет мистицизма. В символизме образ дерева и древние верования, связанные с магией, заменяют христианство, потому что выглядят более насущными и реальными. Дерево становится божеством мудрости и жизни, оно осязаемо. Видно, что значение символа стало волшебным и таинственным, нежели патриотическим или любым другим.

Как изменялся концепт дерева: от мифологии древних славян до литературы серебряного века?

Пройдя длинный путь изучения этого концепта, мы увидели, что сначала преобладал символ дерева, означающий мудрость, плодородие, жизнь и смерть. После, доминирующее значение было заменено и соединилось с мотивами страдания и сентиментальной тоски. В романтизме, мы заметили возрождение древнего концепта и его смену темой Родины; дерево предстает перед нами как символ России. Это продолжается и в реализме.

Некрасовский образ дерева, как свежести, новизны и возрождения (немного накладывается на символ весны) нашел своё отражение и в «Обломове» и в «Войне и мире». Позже, в начале двадцатого века, концепт дерева вновь приобрел мистическое значение. Это показывает нам, что несмотря на добавление новых толкований и употреблений в языке, поэты и писатели периодически возвращаются к древнему концепту дерева, пленяясь им. Через некоторое время его таинственное значение перестаёт быть актуальным и появляется что-то новое.

И так по кругу: после того, как в архетип дерева добавляется новое значение, оно находит осмысление в текстах современников и медленно соединяется с основным.

Нельзя утверждать, что это единая схема развития концепта. Философские и религиозные убеждения писателей менялись вместе с ними самими. Эпоха диктовала особые взгляды не только на отдельный концепт, но и на понимание жизни вокруг. И в лирике, и в прозе разных времен поэты и писатели обращались к символу дерева на любой стадии его развития. Авторы толковали смысл этого богатого на значения образа абсолютно противоположно, воплощая его в своих текстах. Но мне было интересно проследить то, как сменялись эти значения, повторялись ли они, то есть, возвращаемся ли мы к древнему восприятию жизни или привносим что-то новое. На выходе мы получили сложную совокупность взаимодействий образов. Над ней можно еще долго размышлять, но основную мысль я бы высказала так:

тексты разных направлений отображают дерево в зависимости от эстетических и философских взглядов автора и общих ценностей того времени.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.