—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение




ѕќ»— :

” нас более 100 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!

’роника как жанр литературы (ќ литературе)

’роника (от греч. chronikos - относ€щийс€ ко времени). —лово "хроника" употребл€етс€, когда речь идет об наложении событий во временной и причинной последовательности. ’роникой называли западноевропейские летописи, содержащие записи о событи€х прошлого и насто€щего. “ак же именовали драматические произведени€ Ўекспира и его современников потому, что в них воплощались мотивы, заимствованные из исторических летописей, а само изложение подчин€лось временной последовательности. ¬ журналистике этим словом стали обозначать краткие заметки о фактах текущей жизни. — по€влением кино наименование "хроника" закрепилось за документальными фильмами, которые, подобно газетной информации, фиксировали моменты современной истории. ¬о всех приведенных случа€х слово употребл€лось в самых разных значени€х, но этимологически все они восход€т к первоначальному - греческому.

ќсновыва€сь на своеобразии композиционных принципов произведени€, писатели подчас включают термин Ђхроникаї в обозначение жанра своих эпических, драматических, а иногда даже лирических сочинений.

ќтсюда такие определени€, как Ђроман-хроникаї или Ђпоэтическа€ хроникаї, которые возвращают нас к исходному смыслу слова: изложение событий во временной последовательности.

»сход€ из понимани€ хроники как особого принципа построени€ эпического произведени€, академик ј.Ѕелецкий в свое врем€ раздел€л все эти сочинени€ на две группы. ќдни романы, считал он, построены как биографи€ центрального геро€. »ногда их называют Ђмонороманамиї (Ђ√ерой нашего времениї Ћермонтова). ƒругие же книги, которые исследователь и относил к романам-хроникам, построены иначе. ¬ их центре находитс€ группа персонажей, судьба которых прослеживаетс€ на прот€жении длительного времени. ЂЅиографическа€ схема, - отмечал ј.Ѕелецкий, - здесь смен€етс€ схемой хроникиї.   романам-хроникам относ€т Ђ√оспод √оловлевыхї —алтыкова-ўедрина, Ђ√орное гнездої ћамина-—ибирика, Ђƒело јртамоновыхї √орького.  роме особенностей построени€, все эти произведени€ отличаютс€ еще одним признаком, относ€щимс€ не к композиции, а к содержанию. —удьбы героев этих книг пр€мо, открыто, непосредственно св€зываютс€ с важнейшими событи€ми истории и обусловливаютс€ прежде всего этими Ђповоротными моментамиї в жизни всего общества.

Ёпоха не только запечатлена в хронике в самых значительных, воссоздающих ее неповторимый облик картинах. ¬рем€ движет сюжет этих произведений. —войственное многим другим жанрам расхождение между историческим временем и временем повествовательным в хрониках сводитс€ на нет. Ќе случайно их называют Ђхудожественными летопис€ми эпохиї.

» все же в классификации жанров эпических произведений Ђсемейна€ хроникаї или Ђисторическа€ хроникаї не нашли своего места. —очинени€ этого рода группируют по другим особенност€м, завис€щим от их объекта (роман, повесть, рассказ, анекдот) или тематики (исторический роман, деревенска€ повесть, военный рассказ и т.п.).

«ато в системе жанров сочинений драматического рода хронику выдел€ли еще со времени Ўекспира. “.√ейвуд в Ђјпологии актеровї (1612) особо отмечал патриотизм исторических хроник, сопоставл€л их с трагеди€ми и комеди€ми. Ћессинг в Ђ√амбургской драматургииї писал, что хроники Ўекспира наход€тс€ в таком же соотношении с трагеди€ми классицистов, как пространственна€ фрескова€ роспись с миниатюрными портретами. “ем самым обращалось внимание на панорамность, эпичность, масштабность этих драматических произведений.

¬ современном литературоведении хроникой именуют пьесы, близкие к повест€м на современную или историческую тематику. Ђ—овременной хроникойї назвал свою пьесу Ђ„еловек со стороныї ».ƒворенкий.   этому же жанру относитс€ большинство других произведений дл€ театра, воссоздающих во временной и причинной последовательности событи€ из жизни коллективов заводов, колхозов, научных учреждений, судебных ведомств (производственна€, колхозна€, судебна€ хроника).

—о времен Ўекспира, прославившегос€ Ђ√енрихом IVї и Ђ–ичардом IIIї, вплоть до наших дней по€вл€ютс€ исторические хроники, посв€щенные важнейшим событи€м и геро€м далекого прошлого. ¬ советской драматургии к этому жанру обращались ј.“олстой,  .“ренев, Ќ.ѕогодин, ћ.Ўатров, «орин и многие другие писатели. ќт трагедии, в которой тоже отражаютс€ эпизоды из истории, хроники отличаютс€ меньшей условностью, эстетической Ђнейтральностьюї, объективным, близким к документальному характером изложени€ событий.

ѕо композиции хроники напоминают построение эпических произведений: в них параллельно развиваетс€ несколько сюжетных линий, развитие конфликтов и их разрешение совершаетс€ Ђпоэтапної, в пределах одного акта, иногда даже эпизода. ¬ этом отношении хроники резко нарушают тот закон Ђединства действи€ї, который, по мнению теоретиков, требует воплощени€ в драме лишь одного завершенного событи€.

¬ свое врем€ ј. ћ.ќстровский обращал внимание на то. что в пьесах традиционных жанров отражаетс€ лишь один момент из жизни человеческой и Ђчем он короче, тем лучшеї. Xроника же, по его мнению, воспроизводит целый р€д событий, разделенных большими промежутками времени, что превращает пьесу в повесть в драматической форме.

 азалось бы, близость хроник к произведени€м эпического рода даст все основани€ дл€ их обозначени€ термином Ђдраматическа€ повестьї. ќднако сама театральна€ практика этому преп€тствует. — предвоенных лет драматическими повест€ми (повест€ми дл€ театра) называютс€ авторские инсценировки. ¬ послевоенные годы этот термин закрепилс€ за пьесами, близкими к социально-психологической драме, отличающимис€ от нее широким использованием повествовательных приемов (в том числе введением рассказчика, хора и т.п.).

ѕо своей жанрово-композиционной структуре драматические хроники сближаютс€ с киносценари€ми, и это объ€сн€ет по€вление многих из сочинений кинодраматургов на сцене театров в виде постановок исторических или современных хроник.

 ажуща€с€ простота построени€ хроник привлекала многих авторов. “рудно обозримы те Ђкос€киї производственных пьес и повестей, которые по€вились в 1970-е годы. ќднако легкость создани€ произведений этого вида кажетс€ обманчивой и подводит многих, в особенности начинающих авторов. Ќа самом деле хроника требует не только высокого мастерства художника, но и также и глубокого философского осмыслени€ важнейших событий истории и современности. Ётим объ€сн€етс€ резка€ диспропорци€ между огромным количеством произведений этого жанра в прошлом и насто€щем и редкими творческими достижени€ми.

ќбновлено:
ќпубликовал(а):

¬нимание!
≈сли ¬ы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
“ем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читател€м.

—пасибо за внимание.

.


–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение














«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение

«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение