Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Деталь как средство создания образа доктора Старцева в рассказе Чехова «Ионыч» (ЕГЭ по литературе)

Художественная деталь - это выделенная автором характерная часть, особенность образа, которая представляет его в неповторимой индивидуальности. Деталь может фиксировать черты внешности или одежды, переживания или поступка, пейзажа или интерьера. Антон Павлович Чехов был непревзойденным мастером художественной детали. В чеховских произведениях представлены разные типы этого средства создания художественного образа.

С помощью детали подсвечивается подтекст рассказа "Ионыч", который представляет собой историю деградации личности земского врача Дмитрия Ионыча Старцева. Прямого авторского отношения к герою в тексте нет, однако множество деталей намекают читателю на происходящие в душе героя изменения, на историю "духовного омертвения" его души, на его постепенное нравственное обнищание. Жизнь Старцева проходит через три периода, каждый из которых характеризуют повторяющиеся детали.

Стоит обратить внимание на следующие элементы: на имя героя, на способ его передвижения, на отношение к деньгам, к любви, а также на пейзаж.

В начале рассказа читатель встречает героя по имени Дмитрий Ионыч Старцев, а к концу - от полного имени остается только фамильярное и пренебрежительное Ионыч. По приезде в г. С. земский врач Старцев не берет денег у бедных, ходит пешком в город, влюбляется в Котика и остро переживает ее отказ выйти за него замуж. Далее Дмитрий Ионыч просит плату у всех больных, приобретает лошадей, радуется тому, что не женился. В конце произведения Ионыч, подобный сердитому языческому богу, передвигается "на тройке с бубенчиками" и уже с трудом может вспомнить имя любимой прежде девушки. Автор пишет о нем: "Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует".

Проследим и за изменением пейзажа в ходе повествования: при знакомстве с г. С. и семьей Туркиных на душе героя спокойно и радостно: со двора "потягивало. . . сиренью", "долетали с улицы голоса, смех. . . " После отказа Котика и ее отъезда в Москву герой меняется - у него "перестало беспокойно биться сердце". Картина природы передает угасающие чувства Дмитрия Старцева: приближалась осень, и в старом саду было тихо, грустно и на аллеях лежали темные листья. . . " Но далее автор не сопровождает свой рассказ о герое зарисовками природа. Почему? Вероятно, очерствевшей душе Ионыча стала чужда красота окружающего мира.

Также при рассмотрении образа доктора Старцева стоит уделить внимание на семью Туркиных, так как характеристика героя дана именно через призму отношений с Екатериной Ивановной. К тому же автор говорит, что ". . . любовь к Котику была его единственной радостью. . . " Создавая образы членов семьи Туркиных, Чехов использует многократно повторяющиеся художественные детали, которые складываются в лейтмотивы. Например, Иван Петрович имеет славу шутника, однако его шутки банальны и постоянно повторяются, а в их основе лежит коверканье слов: "цыпка", "большинский".

Почти каждый вечер у Туркиных сопровождается долгими чаепитиями. "Высококультурность" семьи, которую они с удовольствием пытаются показать обществу, снижается посредством изображения искусства как духовной пищи, соседствующей с материальной. Окончательному разрыву героя с Туркиными предшествует мысль доктора Старцева: ". . . если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город".

Анализ художественных деталей, мастерски используемых Антоном Павловичем Чеховым для создания образа Дмитрия Ионыча Старцева, позволил понять то, как происходила деградация души героя: разочарование в идеалах, внутренняя опустошенность, которые и привели Ионыча к забвению собственной души.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.