Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Что дает основание рассматривать «Горе от ума» как трагикомедию? (ЕГЭ по литературе)

Авторское определение жанра "Горя от ума" — комедия, однако в произведении присутствует ряд черт, позволяющих рассматривать его как трагикомедию. Одной из основных характеристик трагического произведения является наличие неразрешимого конфликта, как правило, между главным героем и окружающим его миром. Сюжет трагического произведения строится на попытках героя разрешить этот конфликт, и потому финал такого произведения в абсолютном большинстве случаев несчастливый. Также важной чертой является и наличие самого трагического героя, т. е. персонажа, борющегося за свои убеждения, несовместимые с существующей реальностью, и потому проигрывающего в бою с ней.

Конфликт Чацкого с фамусовским обществом является конфликтом трагическим, т. к. он не может быть разрешен, по крайней мере, усилиями одного лишь главного героя.

Основной причиной тому является различное понимание героями ума. Представители фамусовского общества считают ценным лишь ум практический, житейский, позволяющий его обладателю ориентироваться и существовать среди людей. В их понимании умным человеком является тот, кто умеет удачно подстроиться под уже существующие условия жизни и таким образом обеспечить себе комфортное существование. Чацкий же признает лишь разум высокий, "чистый", который всегда устремлен к познанию истины. Для него умным является тот, кто способен анализировать существующий уклад жизни и преобразовывать его, изменяя общество к лучшему. Поэтому жизненные цели и ценности представителей фамусовского общества никогда не смогут совпасть с таковыми у Чацкого. Важную роль в этом конфликте играет мотив глухоты, т. к. герои не желают слушать аргументов друг друга. Стоит вспомнить, как Фамусов закрывает уши ладонями, называя Чацкого "карбонари".

Необходимо отметить, что автор в комедии наводит зрителя на мысль о том, что появление такой личности, как Чацкий, абсолютно неизбежно перед теми значительными переменами, которые происходят в обществе. Это замечает в своей статье "Мильон терзаний" и И. А. Гончаров: "Чацкий <...> вечный обличитель лжи, <...> передовой воин, застрельщик и — всегда жертва. Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. " В том числе и это делает Чацкого трагическим героем. К нему также может быть применено понятие "трагической вины", т. е. условной вины героя за то, что он не похож на представителей своего окружения и даже является противоположностью им. У Чацкого присутствует и личная трагедия — неразрешимый любовный конфликт, играющий важную роль в развитии действия комедии. Софья предпочитает ему, умному, просвещенному, прогрессивному молодому человеку, безродного приспособленца Молчалина, заработавшего свое положение в доме Фамусовых лишь благодаря своей услужливости и робкому безмолвию. Для Чацкого не представляется возможным убедить Софью в неправильности её выбора, и потому любовный конфликт также оказывается трагическим.

Чацкого по многим аспектам можно сопоставить с главным героем одной из наиболее известных мировых трагедий — Гамлетом. Этого персонажа также необоснованно называют сумасшедшим, и он тоже проигрывает в своем неразрешимом конфликте с окружающей действительностью. Это делает Чацкого близким к образу классического трагического героя.

Исходя из всего указанного выше, можно с уверенностью сказать, что в комедии "Горе от ума" наряду с многочисленными чертами комического присутствуют также и основные черты трагического, перечисленные в предыдущих абзацах. Поэтому ее обоснованно можно назвать трагикомедией.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.