Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Почему Фамусов и Чацкий произносят самые большие и содержательные монологи в пьесе? По комедии А. Грибоедова «Горе от ума» (ЕГЭ по литературе)

Пьеса А. С. Грибоедов "Горе от ума", по мнению многих критиков, явилась зрителю "живой картиной московских нравов", в которой автор обличает невежество чиновников, их боязнь перед новым и неизвестным, а также излюбленное ими чинопочитание. Через ярких представителей двух полярных точек зрения — Чацкого и Фамусова — Грибоедову удаётся продемонстрировать конфликт поколений, "века нынешнего" и "века минувшего". Монологи героев самые большие и содержательные в пьесе. По каким причинам персонажи произносят такие речи?

Так, в спорах Чацкого и Фамусова поднимаются общественно важные вопросы: отношение чиновничества к крепостному праву, богатству, чинам, образованию и службе.

Павел Афанасьевич служит управляющим в "казённом месте". Он озадачен тем, что хочет "выгодно" выдать свои подросшую дочь Софья замуж за преуспевающего в военном деле полковника Скалозуба. Его беспокоят лишь ордена и престижные чины, которые он хочет заполучить. Идеалом для Фамусова является "покойный дядя" Максим Петрович, сделавший успешную карьеру в угоду своего "надменного нрава". В своём монологе, начинающего со слов "Вот то-то, все вы гордецы!", Фамусов доносит до Чацкого идею о том, что нужно иногда "сгибаться вперегиб" перед вышестоящим лицом для того, чтобы достичь вершин чиновничьей карьеры. Чацкий, в свою очередь, презирает чинопочитание и безрассудный карьеризм и считает, что нужно служить прежде всего "делу", а не "лицам". Он делает вывод о том, что "начал свет глупеть" и избирать себе в образцы представителей "покорности и страха" перед царём. Монолог Чацкого отражает отношение героя к раболепствованию среди чиновничества, а также служит завязкой для основного конфликта.

Также, Фамусов является закостенелым крепостником, который не намерен что-либо менять в установленном издавна порядке. Говоря о взглядах свободомыслящего Чацкого, мечтающего избавить народ от угнетения "негодяев знатных", Фамусов восклицает: "Опасный человек! Он вольность хочет проповедать!". Александр Андреевич в свою очередь описывает ужасающую правду о жестоком обращении с крепостными. Русская знать не может существовать без подчиненных ему людей. "И честь, и жизнь его не раз спасали..." — говорит Чацкий о благородстве крепостных, готовых на всё ради барина. Но для вышестоящего господина такая самоотверженность ничего не значит и он без зазрения совести меняет людей на три борзых собаки. Такой поступок говорит лишь о бесчеловечности и необузданной жестокости по отношению к живому созданию. Возмущению и ненависти героя нет предела, ведь ни одна человеческая жизнь не стоит каких-то материальных благ.

Кроме того, в одном из своих монологов Чацкий поведал о "французике из Бордо", который отправился в Россию, как он думал к "варварам", но, к своему удивлению, обнаружил, что в этой стране к нему, к иностранцу, "ласкам нет предела" от чиновных людей. Француз не встретил в Москве "ни звука русского, ни русского словца", ведь всё общество говорит на родном и понятном ему языке. Автор через монолог главного героя обличает "слепое подражанье" всему иностранному. Люди готовы услужиться перед "самозванцем", потому что в высших кругах считается "престижным" общаться с чужестранцем. Фамусов, например, в своём доме желает видеть преимущественно иностранцев, которые к нему не заходят. "Дверь отперта для званых и незваных. / Особенно из иностранных..." — говорит герой. Для него и его окружения всё иностранное считается достойным уважения и подражания.

В монологах высказывается и отношение героев на образование. Так, Чацкий считает просвещение главным двигателем прогресса. Также дворяне, по мнению Александа Андреевича, не должны ограничивать себя только карьерой чиновника или военного человека. Он считает, что каждый может найти себя в творчестве или научной деятельности. Образование же в нынешнее время является лишь модным "театром" с "полками" учителей для сыновей и дочерей богатых людей. У Фамусова же абсолютно противоположное мнение на вопрос образования. Он презирает образованность, для него это корень зла, порождающий "безумных" людей. ("Ученье — вот чума, ученость — вот причина").

В заключение хочется сказать, что в монологах и Фамусова, и Чацкого выражены главные идеалы и ценности двух поколений. У Чацкого первостепенным является свобода, просвещение и служба во имя Отечества, у Фамусова же — "Мундир! Один мундир!". Противостояние двух идей прозвучит ещё не раз в русской литературе.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.