Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Военная тема в лирике Твардовского (ЕГЭ по литературе)

Александр Трифонович Твардовский (1910 - 1976 гг.) принадлежал поколению, знавшему о войне непонаслышке. В качестве корреспондента он принимал участие еще в войнесфиннами, а затем и в Великой Отечественной. «С “Лейкой” и блокнотом, а где и с пулеметом сквозь огонь и воду» прошел он дорогами войны, прошел, чтобы навсегда сохранить в своем сердце память о тех, кто уже никогда не вернется «с кровавых полей» сражений, кто жизнью своей заплатил за свободу и независимость Родины.

Для Твардовского война стала своеобразной точкой отсчета всей дальнейшей жизни: слишком много было пережито. Война проверяла человека на стойкость и мужество, на преданность своему долгу и на способность в любых ситуациях оставаться Человеком. Наверное, поэтому к теме войны поэт обращался не только в годы лихолетья, но и на протяжении всей своей жизни.

Перед нами стихотворение 1966 года «Я знаю, никакой моей вины...».

Более двадцати лет прошло с окончания войны, но боль не отпускает, не тускнеют воспоминания, по-прежнему ноет сердце от всегдашнего чувства вины, которое испытывают живые люди перед ушедшими. Хотя о какой вине может идти речь, «но всё же, всё же, всё же...». В этой недоговоренности столько боли, отчаяния, которые не исчезают со временем и, как старые раны, постоянно напоминают о себе.

Три определения войны: жестокая, печальная, святая. Первые два не нуждаются в комментариях: война — всегда трагедия, кровь, насилие, ужас, смерть... Но почему «святая»? Потому что это война за Родину — священный долг каждого человека.

Стихи, написанные Твардовским во время войны, он назвал «Фронтовые хроники». Сам жанр предполагает правдивое документальное изображение событий, увиденное и зафиксированное на бумаге, словно ведется подробный репортаж с места произошедшего.

Таково стихотворение «Наступление» (1939-1940), посвященное 123-й ордена Ленина дивизии. Оно начинается с извечного противопоставления войны и мира.

Тих и прозрачен воздух на рассвете, он «необычно детски свеж», все замерло вокруг, будто прислушиваясь к чему-то...

Но вот мир взрывается. Кажется, что сама земля качнулась, что тишины уже не будет никогда.

В этом многократно повторенном слове «пошла» чувствуется неудержимость порыва бойцов, рвущихся в атаку, незозможность их остановить.

Ещё одно стихотворение из «Фронтовых хроник» «Пускай до последнего часа расплаты» (1941 г.) В этом стихотворении, написанном в самом начале войны, поражает, прежде всего, неколебимая уверенность в том, что победа неизбежна, «день торжества» придет обязательно. И не столь важно, что далеко не все смогут дожить до этого светлого дня, важно то, что он настанет. Долг солдата отдать все, даже саму жизнь, чтобы приблизить этот день.

К лучшим произведениям фронтовой лирики Твардовского можно отнести стихотворения «Огонь», «За Вязьмой», «Минское шоссе», «Возмездие», «Зачем рассказывать о том солдату на войне...». В них поэт говорит о любви к Родине, о невозможности жить спокойно, если она в опасности, о готовности отдать ради её спасения свою жизнь. Твардовский показывает будни войны с их нехитрым бытом: как роют окопы, обустраивают землянки, готовят еду. Война превращается в тяжелую работу, которую нужно выполнять достойно, без громких фраз и речей. И невольно вспоминаются истинные герои Л. Н. Толстого: капитан Тушин, Тихон Щербатый, солдаты на поле Бородина...

Одним из таких безымянных солдат является и герой стихотворения Твардовского «Я убит подо Ржевом...» (1945 - 1946 гг.)

Война закончилась, подводятся ее нравственные итоги. За Победу отданы не просто миллионы жизней подчас неизвестных солдат, погибали Люди. И у каждого своё лицо, за каждым семья, любовь, обретения и потери.

Повествование в стихотворении ведется от лица погибшего в бою подо Ржевом солдата, имени которого мы не знаем. Его устами говорят миллионы отдавших свою жизнь за Родину. Мы не знаем, кто этот человек, откуда он родом, была ли у него семья — безымянное болото поглотило все. Мы словно слышим голос из небытия, голос человека, шагнувшего в бессмертие, и наш долг, наша святая обязанность помнить о нем и о таких, как он.

Они не ушли, нет, — они растворились в облаке, растаяли в весеннем воздухе, проросли травой и деревьями. Они стали основой будущей жизни.

Что же тревожит погибших? «Взят Ржев или нет?». Каждому хочется верить, что его смерть не напрасна!

Что же завещают нам погибшие? «Завещаю вам жить!». Жить и за него тоже. Любить, творить добро, созидать и... помнить.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.