Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Роль сна Обломова в романе (ЕГЭ по литературе)

«Сон Обломова» был напечатан как отрывок из романа за десять лет до появления самого романа

И. А. Гончарова. Из четырех частей состоит это произведение, и первая часть представляет события одного дня из жизни героя романа. Как же долго тянется этот день. Казалось бы, ничего не происходитс героем: он лежит, спит, видит сон. В комнате полумрак, воздух несвеж, кругом запустение: «паутина, напитанная пылью», «ковры в пятнах», на диване — забытое полотенце, на столе — остатки вчерашнего ужина; на зеркалах, покрытых пылью, можно писать послание; развернутые книги пожелтели, газета прошлогодняя, в чернильнице — мухи.

И среди всего этого лежит на диване Илья Ильич Обломов, человек, которому едва за тридцать, с «покойными чертами лица и изнеженным телом», в любимой своей одежде — восточном халате. Лежание — это «нормальное состояние» хозяина дома.

Было время, когда Обломов испытывал стремления и надежды, ждал многого от судьбы и самого себя, «он собирался и готовился начать жизнь»! Но жизнь реальная оказалась для Обломова «трудом и скукой», служба приносила лицу страдание, женщины — большие хлопоты, друзья раздражали суетностью.

Он всё бросил (и службу, и женщин, и друзей) и погрузился душою в «покой и мирное веселье». Единственное, что занимает его, это план переделки имения, который он постоянно обдумывает, «не щадя сил, пока голова не утомится». Правда, бумажка с этим планом постоянно куда-то девается, ну да ничего.

Жизнь Обломова похожа на сон; она проходит в мире, созданном им самим, в реальной же жизни он «покоен и равнодушен ко всему на свете». Но реальность вторгается в дом Обломова: приходят люди (щеголь и ухажер Волков, чиновник Судьбинский, беспринципный журналист Пенкин, не имеющий своего мнения и воли Алексеев, грубиян и вымогатель Тарантьев). Трудно не согласиться с Обломовым в восприятии этих людей; жизнь, которой они живут, суетна, мелка, незначительна. Стоит ли ради такой жизни вставать с дивана? И Обломов продолжает лежать. Но хотя во внешнем проявлении жизнь его словно застыла, в душе героя идет работа: беспрестанно меняется его душевное состояние, комическое в нем сливается с трагическим, беспечность — с внутренними мучениями, с игрою чувства и воображения.

Рядом с Обломовым верный слуга — Захар, его своеобразный двойник. Он бесконечно предан барину и в то же время развращен ленью и лакейским воспитанием: большую часть времени проводит на лежанке, неловок (вечно у него всё падает), неряшлив. Они постоянно бранятся (причем переспорить Захара практически невозможно), но существовать друг без друга не могут.

Когда читаешь обо всем этом, невольно думаешь: «Как же можно так жить? Почему такое происходигг с героем?» Ответ на этот вопрос мы найдем во «Сне Обломова», являющемся образным и смысловым ключом к пониманию всего произведения.

Сон Обломова прекрасен! Мы словно попадаем в обетованную землю, где нет «ничего грандиозного, дикого и угрюмого», тревожащего душу, заставляющего неровно биться сердце, Да и зачем эти лишние беспокойства? Здесь, в этом уголке, в благословенной Обломовке, царят мир и тишина. «Небо с любовью жмется ближе к земле, чтобы обнять ее», «солнце ярко и жарко светит около полугода», «река бежит весело», «дождя не слыхать в том краю». И текуттам молочные реки с кисельными берегами, о которых рассказывала маленькому Илюше нянюшка.

Царство всеобщей любви и гармонии, гармонии человека с природой и с самим собой. Даже смерть воспринимается в этом «уголке» не трагически, а как продолжение сна, как переход к вечному покою. И кажется, что попадаешь в заколдованное царство «спящей красавицы», где заснули люди, заснул воздух, заснул пар над кастрюлями...

Но постепенно, поддаваясь очарованию сна, вдруг начинаешь понимать, что так и жизнь можно проспать. Становится страшно! Начинаешь понимать, что ребенок, с детства приученный к тому, что все сделается само собою, «по щучьему велению», воспринимающий труд как наказание и стремящийся избавиться от него при любой возможности, неумеющий даже одеться самостоятельно (всю жизнь одевает Захар), такой ребенок просто не сумеет, став взрослым, достойно прожить свою жизнь, потому что не приспособлен к ней.

А ребенок впитывает в себя мир, жадными глазами смотрит вокруг; душа, живая, трепетная, бьется в нём, как птица... Но лететь не хочется: все так прекрасно здесь, зачем еще стремиться куда-то!

Обломов навсегда остался в своем сне, в нем нет внутренней потребности что-то добавлять в душу, всё счастье он уже пережил в детстве, и реальная, сегодняшняя жизнь уже не может ему ничего подарить, она — сон, но для него — сон кошмарный.

Во второй части появляется деятельный и неутомимый Андрей Иванович Штольц, друг детства, воспитанный совсем иначе, нежели Обломов. Для него «труд — образ, содержание, стихия и цель жизни». Он энергичен и практичен, умеет делать дело, добиваться своего. Но отчего рядом с Обломовым он кажется менее симпатичным? Чего-то в нем словно не хватает! Может быть, души, воображения, мечты? Он никогда не задает себе обломовского вопроса: «Зачем?»; это отвлекает, мешает делу.

Последний раз Штольц пытается разубедить друга, когда знакомит его с Ольгой Ильинской. Музыка, поэзия, весна — вот фон, на котором зарождается и развивается чувство Обломова. Он перестал спать, «любимый халат показался ему противен». Кажется, ещё чуть-чуть — и Обломов очнется... Но этого не произошло. Не нашел он в себе силы, чтобы переменить свою жизнь. Может быть, если бы любовь Ольги не потребовала бы отречения от его природных начал и жизненных идеалов, Обломов и сумел бы. Но... прошли весна и лето, наступила осень, лед на Неве никак не может стать — не добраться до Ольги, не добраться до любви. Любовь Ольги не спасает, нет в ней сердечности, способности жить любимым, того, что есть в Агафье Матвеевне Пшеницыной. Обломов строит с нею свою «Обломовку», «только более гадкую», как говорит Штольц. «Мне давно совестно жить на свете», — скажет Обломов при последнем свидании с другом.

Неучастие в жизни ведёт к смерти, но остается сын, которого взяли на воспитание Ольга со Штольцем.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.