Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Тема Родины и природы в лирике Лермонтова (ЕГЭ по литературе)

Понятия «родина» и «природа» удивительно близки. Действительно, разве не является природа зримым воплощением родины? Разве мы, вспоминая о милых с детства местах, к которым прикипели душой, не видим перед глазами березовую рощу, пронизанную солнцем, или лесную поляну, где лод еловыми ветками прячутся подосиновики, или раздольные луга, полные запаха трав и жужжания пчел? Это все Родина, вдали от которой человек не может чувствовать себя вполне счастливым.

Наверное, поэтому в лирике Лермонтова мы чаще всего встречаем стихи, где образы природы сливаются с образом Родины.

Посмотрите, как близка природа душе лирического героя! Он не просто любит её, он — её порождение, он — ее частица, он дышит с нею одним воздухом, «чистым, как молитва ребенка»; ощущает свежесть степи, её широту и бесконечность; благодаря ей открывает для себя небо, которое отныне всегда будет с ним. «Родные поля», «взлелеявший детство» Кавказ, «лиловая пелена» степи, «синие горы» — мир разноцветен и прекрасен, свободен и безграничен, а главное он — «родня с душой» (родня, Родина — однокоренные слова).

Но вот совершенно иное по настроению стихотворение Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...» (1831 г.

). О чем оно? О природе, о Родине, о поэзии, о любви, о жизни? А может быть, о так редко встречаемой в мире совершенной гармонии человека и Вселенной, об удивительном покое, который нисходит в человеческую душу с небес при виде столь привычной и до боли знакомой картины?

Бескрайнее золотое море созревающих колосьев, волнуемое свежим ветром; малиновая слива, прячущаяся под зеленью листьев; румяный цвет вечера и златой утра, серебристый ландыш... Смотрите, словно радуга сошла на землю!

Шум леса, звук ветра, лепет ручья — тысячи звуков!

Нива «волнуется», слива «прячется» в саду, ландыш «приветливо кивает головой», «ключ играет по оврагу» и «лепечет», как ребенок, о чем-то таинственном... Всё живёт, дышит, всё имеет свое лицо, характер, всетянется к небу, к Богу.

В это мгновение человек чувствует себя счастливым. В его душе нет места сомнениям, разочарованиям, тревоге, одиночеству. Напротив, ощущается сопричастность этому миру, единение с ним и ссамим Творцом, давшим жизнь всему сущему, сделавшим её чудом, неповторимым и совершенным.

Уникальна композиция стихотворения. Все оно — одно длинное сложноподчиненное предложение с придаточными времени (каждая строфа начинается союзом «когда»). В стихотворении нет ни одной точки, даже в конце — многоточие. Да и может ли быть иначе, если нет конца миру, нет конца гармонии, нет конца душе человеческой.

Ещё одно лермонтовское стихотворение, без которого ответ на поставленный вопрос будет неполным, — «Родина» (1841 г.).

Обращает на себя внимание то, что произведение имеет название, в отличие от многих других, которые обычно обозначены по первой строке. Значит, поэту важно, чтобы читатель изначально обратил внимание, что это стихотворение о Родине, Уже начальная строка звучит весьма необычно! Во-первых, слово «отчизна» написано со строчной буквы, то есть это не страна, не государство — это что-то очень родное и близкое, очень личное, и отношение к нему особое, может быть, не сколько субъективное, «странная любовь». Чувство, которое невозможно объяснить, чувство, которое неподвластно разуму, это то, что идет от сердца, будто существует помимо нас.

Следующая строфа начинается с противительного союза «но». Он словно отделяет все то, что говорилось раньше об отношении к «отчизне», от того, о чем будет говориться о Родине далее. Какой же предстает она в этом стихотворении?

«Холодное молчанье степей», «безбрежное колыханье лесов», «разливы рек, подобные морям». Необъятность пространств, мощь, сила... И тут вдруг масштабы изменяются, и пред нами встает близкая, такая родная и знакомая картина: проселочная дорога — вся в ухабах, «расхлябанные колеи», взбежавшая на пригорок «чета белеющих берёз», «дрожащие огни печальных деревень». И щемит сердце: так все узнаваемо, будь то век XIX или ХХI! Смотришь на эту картину не как сторонний наблюдатель, случайно оказавшийся рядом, а как соучастник событий. И «полное гумно», и «изба, покрытая соломой», и «с резными ставнями окно», и «пляска с топаньем и свистом» «пьяных мужичков» — всё это твоё, подлинное, просто, может быть, в суете немножко забытое, а теперь вот оно, русское, задушевное, родное, без чего и жить-то нельзя, что дает силы и мужество.

А вот совсем иная Родина, предстающая в строках стихотворения 1841 года, «Прощай, немытая Россия...» Родина ненавистная, «страна рабов, страна господ». Привлекает внимание эпитет «немытая», то есть необразованная, покорная, забитая, «преданная» своим гонителям и мучителям. Крепостное рабство — позор России, духовное рабство — ещё позорнее.

Тема Родины и природы неисчерпаема и бесконечна, как та дорога, которую суждено пройти каждому.

Бывают стихи, после чтения которых хочется помолчать, чтобы в этой тишине, услышав разговор звезд в небе, хоть на одно мгновение приблизиться к вечному, истинному, совершенному...

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.