Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Какова роль героев-двойников Обломова в одноименном романе И. С. Тургенева? (ЕГЭ по литературе)

Роман И. А. Гончарова «Обломов» можно назвать вершиной творчества писателя. Создавая портрет Ильи Ильича, автор наделяет помещика противоречивыми чертами характера — душевная чуткость сочетается с не приспособленностью к жизни, а доброта с равнодушием ко многим вещам. В раскрытии такого неоднозначного образа герои-«двойники».

Для того, чтобы понять, как живет Обломов, в первой части романа Гончарову понадобились многочисленные гости, которые являются к герою один за другим. Первым из них становится член светского Петербурга — Волков. Исходя из портрета молодого человека, можно понять, что одет он по моде («глянцевая шляпа»).

Его будни расписаны поминутно и наполнены светскими вечерами и балами. Несмотря на то, что Обломова не привлекает такой образ жизни («Несчастный!.. И это жизнь!..), Илья Ильич, так же как и Волков, совсем не любит работать и не хуже визитера владеет светским этикетом, так как некогда ездил в театры. Спустя время, приходит Пенкин, ратующий за «реальное направление в литературе». Представитель литературного Петербурга изображён иронично, так как помощью этого образа Гончаров хотел обличить всех поверхностных, безыдейных, «пустых» писателей. Автор произведения не соглашается с царившем в литературе направлении критического реализма, предпочитая литературу, в которой главными бы стали гуманизм, внимание человеческим страданиям и милосердие. Из диалога героев понятно, что Обломов умный и имеет свои взгляды на мир — это могло бы помочь ему стать писателем, что роднит его с Пенкиным. Таким образом, светских визитеров автор вводит для того, чтобы показать высокий интеллектуальный уровень главного героя

Следующих двух гостей Обломова можно назвать «паразитами». Алексеев и Тарантьев, приходя в квартиру Ильи Ильича, имеют довольно простые цели — они хотят только «пить, есть, курить хорошие сигареты». Обращаясь к портрету бедного Алексеева, являющимся мелким чиновником и получающим скромное, «неважное» жалованье, автор отмечает, насколько герой является непримечательным — его фамилию часто путают то с Афанасьевым, то с Васильевым, то с Андреевым. В Алексееве нет «никакой резкой заметной черты», он является безликим человеком. У Обломова с Алексеевым есть несколько схожих черт — обоим присуща эта «серость». Бывали случаи, когда Илью Ильича даже не узнавали в обществе. Следом к главному герою приходит Тарантьев, который является хитрым и изворотливым человеком, «взяточником в душе». Гончаров вводит предысторию этого героя, в которой есть сходства с судьбой Обломова. Тарантьев раскрывает образ Ильи Ильича, как человека, совершенно не способного проявлять материальный интерес — он безответственно относится к тому, чем владеет. Образы гостей-«паразитов» вводятся автором для раскрытия обывательских черт в характере Обломова.

Абсолютным двойником Обломова можно назвать его слугу Захар, который является представителем двух эпох — от одной ему досталась верность дому Обломовых, а от другой «утончённость и развращение нравов». Захар находится вместе с Обломовым с самого его рождения и настолько привык к нему, что перенял всего его черты. Слуга совсем не убирается, в его маленькой комнате завелись тараканы, к которым он уже привык. Одет он в свой «серый сюртук, с прорехою под мышкой». Для Захара нет ничего постыдного в том, чтобы украсть гривенник или посплетничать о хозяине. Несмотря на это, автор подчеркивает, что слуга настолько близок к барину, что умер бы за него без всяких раздумий. Приехавший немец Штольц даже подмечает, что в Захаре ещё больше обломовского, чем в самом Обломове. Гончаров не случайно изображает образ слуги, настолько близким к своему хозяину — они одинаковы.

Таким образом, основной ролью двойников Обломова является раскрытие разных сторон характера главного героя. Также с помощью них, автор иронично изображает пороки своего времени — бессмысленный светский образ жизни, «поверхностность» в творчестве, «серость» и влияние барства на крепостных.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.