Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Проблема добра и зла в романе «Преступление и наказание» (Достоевский Ф. М.)

Литература всегда зависела от социальной обстановки, культуры и ценностей, свойственных определенной эпохе. Мы даже можем вывести хронологию её развития: Древний мир, Античность, Средневековье и т. д. Каждый из этих этапов имел свои характерные черты: одни ценности превозносились, другие отходили на второй план; менялся стиль изложения, преобладали разные жанры. Но проблема добра и зла всегда была ключевым вопросом литературы. Писатели разных времен пытались сопоставить эти понятия в своих произведениях и найти границу между ними: где заканчивается одно и начинается другое.

Ф. М. Достоевский не был исключением.

Во многих произведениях мы видим чёткое разделение добра и зла. Оно может проявляться в противопоставлении образов и событий, взглядов на жизнь и действий. Герои-антиподы создают конфликт произведения, они могут быть как врагами, так и друзьями. Как уже было сказано ранее, этот прием очень широко распространен в литературе, и поэтому он особо не удивляет меня. Да, мне действительно интересно прослеживать связи между героями, рассуждать об их отличиях и думать о том, кто же всё-таки для меня ближе, но это достаточно банально. Ф. М. Достоевский под другим углом смотрит на проблему добра и зла. Образы, продуманные им до мелочей, двусмысленные и сложные. Читатель сам должен расставить границы между добром и злом, опираясь на свои ценности, опыт и подсказки великого писателя.

В романе “Преступление и наказание” не так уж просто определить, кто является антиподом Раскольникова, главного героя произведения. Сначала мне показалось, что Лужин и Свидригайлов — противоположные герою личности. Ведь они отражают чистое зло, а Раскольников действовал из добрых побуждений, так что он не является подобным им. Однако Свидригайлов и Лужин — это двойники главного героя. Да, они не тождественны, но у них есть много общего: они все готовы переступить через моральные нормы ради своих целей. В романе всё-таки есть антиподы Родиона Раскольникова — это Соня Мармеладова и Порфирий Петрович. Однако мы не можем просто разделить этих героев на хороший и плохих, их образы сложные и неоднозначные. Особенность романа “Преступление и наказание” заключается в том, что герои многогранны, мы видим, как в каждом из них сочетается добро и зло.

С одной стороны, Родион — любящий брат и сын. Он выступил против брака своей сестры с П. П. Лужиным, на который она была готова пойти, лишь бы Раскольников продолжил учиться в университете. Счастье родного человека для Родиона было важнее собственной карьеры. Раскольников знал о неблагородных намерениях Лужина и спас сестру от несчастной судьбы. Возможно, он видел в Петре Петровиче свойственный ему самому эгоизм, и поэтому старался уберечь Дуню. Также Родион Раскольников был готов помочь и малознакомым людям, попавшим в беду. Он помогает деньгами семье Мармеладовых, когда на них обрушивается огромное горе, хотя у него самого их практически нет. В душе главного героя спрятаны гуманизм, доброта и отзывчивость.

С другой стороны, как такой человек мог придумать аморальную теорию, которая делит людей на особенных и обыкновенных? Что сподвигло героя совершить такой ужасный поступок? Внешние обстоятельства, бедная жизнь или собственный эгоизм? Я думаю, что всё вместе. Раскольников убивает Алёну Ивановну как бы из добрых побуждений, оправдывая себя тем, что это будет справедливо по отношению к другим. Однако

преступление было совершенно согласно эгоистическим взглядам главного героя, Родион хотел вершить человеческие судьбы, властвовать над людьми, он превознёс себя над другими. Даже во время признания он не чувствует себя виновным. Только в тюрьме, спустя долгое время, проведенное в душевных муках, Раскольников осознает, что он переступил через все нравственные принципы, а его теория была аморальной. Родион признал свою вину, понял, что когда-то запутался в хорошем и плохом, став заложников собственных эмоций, обид и неоднозначного мировоззрения.

Соня Мармеладова играет ключевую роль в романе Ф. М. Достоевского. Именно она помогла Раскольникову спасти свою душу и направила его “на путь истинный”. У девушки была тяжёлая жизнь, её окружало много зла. Ей пришлось переступить через себя, “убить” себя, чтобы прокормить семью. Действительно, её работа ужасна и безнравственна, но она пошла на это только ради общего блага. Меня удивило то, что Соня не винит в своей тяжёлой судьбе никого и искренне верит в то, что зло невозможно творить беззаконно, что никто не имеет права распоряжаться судьбами людей кроме Бога. В этих ужасных условиях, череде трагических событий она смогла сохранить внутри себя чистую любовь и надежду. И разве мы можем назвать Соню безнравственным человеком только потому, что ей пришлось “продать” себя, совершить зло по отношению к самой себе?

На первый взгляд, Свидригайлов уж точно является отрицательным персонажем. Но в его душе также идет борьба между добром и злом. За свою жизнь он совершил множество ужасных и бесчеловечных поступков, но, в итоге, Свидригайлов раскаялся. Он старается искупить свои грехи, помогая семье Сони. Однако зло стало неотъемлемой частью его души, Свидригайлов понял, что не сможет простить сам себя и решается на самоубийство.

Проблема добра и зла заключается в том, что они невозможны друг без друга. Между этими понятиями сложно расставить границы, так как они субъективны. Мораль рассматривает действия с точки зрения разных факторов: обстоятельств, намерений, а не только опираясь на результат поступка. То, что в одних условиях будет казаться злом, в другом случае может оказаться высшим проявлением героизма и добра. Наша жизнь сложна и многогранна, такой и представил её в своём романе Ф. М. Достоевский.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.