Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Комплексный анализ текста Ивана Шмелёва «У плакучих берёз» (Литература XX века)

Неужели человек рождён для войны? Для того чтобы неминуемо уничтожать и слепо порабощать в забвение, бездонную тьму всё то, что его сердцу так безгранично дорого? Вот только ради чего? Столкновения между сотнями могущественных миров тянут свою бесконечную нить веками, тысячелетиями, переплетая миллионы жизней и судеб. За великую честь и доблестную славу в бесстрашном бою гибнут тысячи отважных воинов, за демоническую власть и нетленную любовь нации сгорают дотла.

То были дни, когда на кону стояло не только желание выжить, но и мужество жить, когда ценой одержанной победы стала священная кровь детей, матерей, солдат, что обратились в безликий прах, в молчаливое надгробье. Но помнит страна, помнит каждый её далёкий и пустынный уголок, помнит история, помнит и ни за что не забудет те злополучные годы каждый из ныне живущих…

События войны навсегда останутся животрепещущей и кровоточащей раной, тревожно бередящей внутреннюю сущность душевного покоя русского человека. Тяжёлые и обременённые воспоминания о случившемся, легендарные сражения и подвиги народа на пути к его абсолютному освобождению, бережно хранит человеческая память, а также оставленный творческий след в искусстве великого литературного творца — Ивана Шмелёва.

Его рассказ «У плакучих берёз» посвящён памяти павшего в бою Первой мировой войны капитана А. А. Пиуновского.

Собственно сам сюжет произведения, с одной стороны, построен вокруг исторической тематики, в основу которого входит повествование о реальных событиях, исторической личности капитана. С другой стороны тематику данного рассказа можно отнести к вечной, так как, обращаясь позже к идейному блоку, мы выясним, что автор в центральной художественной концепции упоминает о вечной проблеме войны и мира, жизни и смерти.

Анализируя внешнюю композицию текста, невозможно оставить без внимания его особое деление на две составные части — главы. В чём же состоит содержательное назначение такого композиционного деления? В первой главе видим следующее: два мальчика приходят в деревенскую часовню, любопытно наблюдают за всем происходящим и оставляют поминальную запись о вымышленных мужиках Сидоре и Тите. Автор изображает некую лёгкость, безрассудность, ребячество и наивность главных героев: «А впереди — весёлый ночлег, молодость, молодость без конца». Их нисколько не пугает смерть, воплощённая в образе умершего старичка, в возгласах и репликах второстепенных персонажей, что записывали имена в книгу «на поминовенье». Смерть и другие несчастия жизни кажутся им такими отдалёнными, будто и вовсе несуществующими. Но последние абзацы первой части кардинально сменяются, осуществляя резкий переход к другой стороне жизни человека, о которой Иван Шмелёв говорит во второй главе.

Здесь нам представлены совершенно противоположные явления человеческой жизни, среди которых самый страшный и разрушительный путь войны, когда одни борются за безграничную власть, несметное богатство и многовековую славу, другие — безликие герои, гордо погибают во имя светлого будущего, благополучия своих близких и свободы. Война безжалостно забирает друга главного героя, и повествователь хочет в той самой поминальной книге запечатлеть его имя, но её уже давно нет. В этом моменте мы можем упомянуть о проблематике произведения — забвение памяти о павших героях. Иначе говоря, И. Шмелёв поднимает проблему беспамятства, которая напрямую связана с образной системой рассказа.

В произведении «У плакучих берёз» особенное построение системы художественных образов. Собственно, обращаясь к названию, сразу можно понять, что будет являться смыслосвязующим звеном. Образ плакучих берёз — и есть центральный якорь, который сплетает в себе воедино корни жизни и смерти, прошлого и будущего, то есть представляет собой абсолютное и хрупкое равновесие. Берёзы олицетворяются автором, более того И. Шмелёв видит в них человеческое спасение от беспамятства, говоря о том, что эти природные силы всегда хранили и продолжают хранить вечную память погибших солдат: «Берёзы знают, за что они все легли. Они всё знают…». Символичным становится сравнение с бабой, которая также оплакивает умерших, как и плакучие берёзы: «Ах, горе-то, какое…родные и не знают». Стоит также упомянуть, что подобный художественный приём олицетворения образа используется не только в литературе, но и в музыке, ярким примером является музыкальное произведение советского и российского эстрадного певца Михаила Шуфутинского — «Сгорая, плачут свечи».

Образам главных героев — повествователю и его другу совсем не отведены описания внешних характеристик, а лишь некоторые личностные качества, например капитана: «…с сердцем мужественным и сильным…». Автор лишь воссоздал обобщённый образ двух мальчишек невозвратимого безоблачного детства и отдельные образы уже повзрослевших, разумных взрослых людей, которые иначе видят этот мир. Ещё один, второстепенный, но не менее важный образ старого монаха, что явился в произведении воплощением мудрости, образованности, в некотором смысле таинственности.

Конечно, добиться такого максимально точного и конкретного воссоздания художественных образов, позволяют добиться средства художественной выразительности литературы. Определение «плакучая» в составе названия произведения И. Шмелёва наделено ассоциациями, которые выстраивают полноценный образ берёз, их метафизическое, душевное состояние. Сравним со словосочетанием «повислая берёза». Здесь в большей степени проявляется характеристика физической формы, вещественности. Так создаётся приём олицетворения образа. В тексте в изобилии встречаются эпитеты, добавляющие яркую описательную окраску той картинке, которую выстраивает автор: «червонно-вечерняя, хмурый, унылый». Также, писатель намеренно использует конструкцию лексического повтора слов в предложении, например: «Впереди — святое. И кругом — святое», «А впереди — весёлый ночлег, молодость, молодость без конца». Кроме этого преобладают существительные, употреблённые в уменьшительно-ласкательной форме: перышко, рогожка, холстинка. Метафоры встречаются редко: «тихая смерть», «…июньский вечер заглядывает в часовню червонным золотом». Отдельно стоит обратить внимание на употребление устаревших слов и форм: холстинка, Угодник, подымаюсь, видали, косатики и многие другие.

На мой взгляд, проанализировав основные составляющие рассказа Ивана Шмелёва, выстраивается некоторый ряд особенностей, направленных на жанровую специфику произведения. Несмотря на то, что изначально был указан эпический жанр — рассказ, можно предположить, что возможен и иной вариант. Наличие тонких технических художественных приёмов, эпически точных деталей, композиционной и содержательной завершённости, а также декоративности в описаниях и особой мысли, широкого обобщения предполагает жанровую принадлежность к миниатюре.

Таким образом, проанализировав произведение Ивана Шмелёва «У плакучих берёз», можно сделать вывод о том, что при помощи особого устройства системы художественных образов, их олицетворения, а также композиционного деления рассказа на две части, ему удалось отразить идею столкновения беззаботности, необычайной и прекрасной молодости натуралистической реальности, в которой возможны беспощадные войны и смерть. Литератор воссоединил в едином природном понятии вечные начала — быстротечное время и бессмертную память.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.