Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ текста «Тяжёлый дым» Владимира Набокова (Литература XX века)

«Тяжелый дым» — рассказ Владимира Набокова, в котором речь идёт о 20-летнем молодом человеке. Он живет в воображаемом мире, всячески пытаясь отгородиться от реального мира. Он смотрит на других с высоты своего восприятия, не так будто они рядом, он видит образы, а лишь потом принимает реальность и людей. Символика названия заключается в том, что тяжёлый дым — человеческий дух с его стремлением оторваться от земли, от суеты, от единственной данной нам реальности и вылететь куда-то за видимые пределы, это дым папирос, являющийся завесой, границей двух миров: мира искусства и реальности. Дым клубится вверх, как и герой отрывался от реальности вверх, в свои мечты и мысли. Идея произведения заключается в том, что творчество помогает человеку выйти из тягот мира, убивающих его душу. Так, главный герой оживляет неживые предметы, в его сознании постоянно происходят метаморфозы, он видит мир иначе, тем самым оказывается там, где захочет, спасаясь от будничности, реальности.

Опираясь на идею, автор вводит конфликт реального (материального) мира и искусства. К реальности можно отнести квартиру главного героя, его сестру и отца, папиросы и самого главного героя (таким какой он есть на самом деле). К искусству же — воображение героя, его душу, метаморфозы, происходящие под влиянием его воображения (море, берег, русалка и пр.), стихи героя, а также фонари и лампу как проявление чего-то светлого, дающего надежду и освещающего своими лучами темный мрачный реальный мир. Систему образов составляют главный герой, его сестра, отец, а также молодой человек сестры. Главный герой (Гришенька) — молодой человек лет 20, непримечательной внешности, который не видит смысла жить, ведь он не принимает себя и чувствует душевное опустошение, при этом он очень умный, образованный человек с очень ярким необычным воображением. В реальности он чувствует себя мумией т. е. телом, в котором душа и тело не имеют место быть, а обитают за пределами этого тела, где-то в другом месте (как раз таки в мыслях главного героя). Он — человек-искусство, мир которого составляют книги, воображение, образование и стихи. Он тянется к искусству даже в реальности, которую он ненавидит. Сестра Гришеньки видит брата только в реальности, не замечая его внутреннего мира и воображения, обращается к нему только тогда, когда ей что-то нужно. Отца же мы видим как властного человека, который никогда не признает, что он не прав, и может выгнать любого человека из своего круга общения и круга общения его близких, если захочет. Он считает себя важным человеком, который не принимает чужих взглядов, если они противоречат его мнению. Также он привык быть главным в семье и хочет вернуть это (это проявляется в том, что он надеялся, что сын нальет чай не только себе, но и ему). Также это проявляется и через воспоминания главного героя, когда отец и мать ссорились. Говоря о структуре рассказа, можно выделить следующие элементы: экспозиция — описание комнаты главного героя, завязка — метаморфозы комнаты, звуки из соседних комнат и улицы, кульминация — воспоминания героя после разговора с отцом, развязка — записывание стихов в тетрадь. Пространство очень интересно: в реальности оно сначала сужается от улицы до комнаты и кармана куртки, а в мыслях главного героя оно расширяется до моря и космоса. Это было сделано для того, чтобы показать какую огромную силу дают человеку его мысли если использовать их разумно. В тексте автор затрагивает проблему роли воображения в жизни человека. Именно благодаря воображению главный герой уходит от реальности и не сходит сума от тягот мира, находя себя в искусстве. Также затрагивается проблема несоответствия души и внешности человека. Очень часто бывает так, что снаружи человек кажется иным, злым или замкнутым, самолюбивым или чересчур гордым… благодаря чему у других составляется ошибочное отношение к человеку. Так происходит и с главным героем. Снаружи он юноша с пенсне, черными усиками и нечистой кожей на лбу, который испытывает отвращение к самому себе. А в душе он очень яркая личность с богатым воображением, которая видит мир иначе, не так как все. Из художественных деталей можно отметить черную тетрадь, в которую главный герой записывал свои стихи. Сама тетрадь черного цвета принадлежит к реальному миру, темному и однотипному, а вот стихи в ней — к искусству, как воплощение мыслей и идей Гришеньки. Ещё одна художественная деталь — стенные часы. Часы — олицетворение времени, на них смотрит отец, поэтому это проявление того, что вернуть время вспять, вернуться к тому, что раньше было в семье, вернуть прошлые взаимоотношения с детьми невозможно, у каждого своя жизнь, уже поздно что-то кардинально менять, ведь часы никогда не идут в обратную сторону. Также можно рассмотреть зыбкое стекло дверей — это некая граница, которая разделяет брата и сестру, детей и отца друг от друга. Не смотря на то, что они самые родные люди, у каждого из них своя жизнь: главный герой живет в мечтах, сестра общается со своим молодым человеком, отец рассматривает карту, будто они находятся на разных континентах, а не в одной квартире. Эта граница зыбкая т. к. всё-таки кровная связь никуда не делась, но она существует из-за отдаленности членов семьи друг от друга.

Первоначально мысли главного героя хаотичны: то он видит море, то космос, то воспоминания из прошлого, поэтому сначала они бесформенны, но в финале рассказа бесформенность и текучесть обретают наконец форму, все что мучило героя находит своё выражение в стихотворении. Так, Набоков дает нам понять, что в искусстве важен даже не сам результат, а процесс создания, загадка вдохновения, творческого восторга. И даже рассказчик, до этого скрывавшийся во мраке, вдруг проявляется и сливается с героем в его счастье.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.