Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Казачество в «Тихом Доне» (Шолохов М. А.)

Казачество — особая военное сословие, населявшее низовья Дона, Днепра, Волги, Яика. Обладая самобытной культурой, его представители с малых лет умели ездить на коне, сызмала учились военному делу, а позже служили в личном конвое царя. Роман-эпопея «Тихий Дон» Михаила Александровича Шолохова — это энциклопедия жизни донских казаков в переломную историческую эпоху, которая коснулась как всего сословия в целом, так и каждого ее представителя в отдельности, одним из которых и являлся главный герой произведения Григорий Мелехов.

«Тихий Дон» начинается изображением мирной довоенной жизни казачества в хуторе Татарском.

На первый план повествования выдвигается семья Мелеховых. Это типичная середняцкая семья с патриархальными устоями. В 1-й части 1-й главы вырисовывается донской пейзаж: берег знаменитой реки, Гетманский шлях, часовенка на развилке. Дед Мелехова возвращается с турецкой кампании, выполнив свой воинский долг, как и положено было казакам. Кругом деревенский, крестьянский уклад жизни: натуральное хозяйство, тесные взаимоотношения жителей, сплетни. Уже здесь, в самом начале, рисуется жестокость нравов и принципов, распространенных среди казаков — тому примером служит сцена расплаты с женой Прокофия Мелехова.

Во 2-й главе читатель знакомится с Григорием Мелеховым – главным героем, самым притягательным и противоречивым, отразившим всю сложность исканий и заблуждений казачества. Он находится в тесном единстве и связан как со своей семьей, так и с казаками хутора Татарского. Раннем утром герой отправляется с отцом на рыбалку — это тоже традиционный казацкий промысел. Но основной акцент сделан автором на содержании разговора сына с отцом, носящим нравоучительный характер. Речь шла о недопустимости связи Григория с замужней Аксиньей Астаховой. Действительно, в казацкой среде имели вес наказания родителей и послушание их детей, царил патриархальный устой, скрепленный понятиями чести, семьи, воинского долга.

О натуральном хозяйстве как ещё одном основном роде деятельности казачества говорится в 9-й главе — это сцена с сенокосом. Стоит уделить внимание отношениям между жителями хутора — они соседские, непринужденные, почти родные: «Доброе здоровье, односум! Припозднился, браток...». Конец дня ознаменовался изменой Аксиньи Степану, своему мужу, с Григорием, вопреки завету отца. Это сказалась в главном герое горячая турецко-казацкая кровь. Конечно, в донской среде такие грубые отклонения от традиционных ценностей были недопустимы, слухи быстро распространились по всему хутору, законный муж поднял руки на супругу: «Убью!» Нельзя сказать, что в действиях Степана было что-то из ряда вон выходящее. Для донского народа побои жены считались справедливым наказанием. Главный герой также не мог и не хотел вступиться за честь своей «возлюбленной», а когда его брат напомнил о грехе, тот набросился на Петро с вилами.

Григория Мелехова срочно надо было женить, чтобы не запятнать честь фамилии. Главы с 15-й по 22-ю посвящены свадьбе главного героя с соседской дочкой Натальей Коршуновой. Трагизм ситуации заключается в том, что Аксинья по-прежнему продолжала испытывать сильные чувства к виновному в ее позоре, сам же Григорий, хоть и тяготел к героине, но не имел права идти против воли отца и Степана. Сыгранная свадьба показала, что Мелехов по большей части равнодушен к Наталье: губы жены ему кажутся «безвкусными», а сам он спрашивает, скоро ли закончится свадьба?

В 23-й главе появляются казачьи песни: «Потерял, растерял / Я свой голосочек...» — неотъемлемая часть фольклора донской культуры. Такая же традиционная, как и кулачный бой, который описывается в 5-й главе 2-й части в сцене драки с хохлами. Трагизм ситуации заключается в том, что, зачастую, эти уличные потасовки происходили без каких-либо серьёзных оснований. Так, на вопрос безрукому Алексею «Да за что били <хохлов>?» последовал ответ: «За очередь. Не залазь наперед». К сожалению, раннее военное воспитание делало казаков ожесточенными. Однако такая подготовка могла в дальнейшем пригодиться на царской службе. Особое место в жизни казака, как уже отмечалось ранее, занимала воинская повинность —она, конечно, не обошла стороной и Григория Мелехова. В 5-й главе 21-й части романа изображается призыв на службу главного героя, притом стоит обратить внимание, как хладнокровно тот воспринимает об этом весть и едет на сборы. Так же спокойно переживает разлуку с сыном и Пантелей Прокофьевич, но не потому, что лишен отцовских чувств. Лишь по той причине, что служить стране – святая обязанность казака. Этот фрагмент напоминает эпизод прощания Андрея Болконского с Николаем Болконским из романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» — здесь также очевиден сухая, но обусловленная требованиями войны, разлука отца с сыном.

Таким образом, казаков отличает любовь к родной земле, преданность патриархальным традициям, необходимость свободы — основные ценности, без которых не мыслит себя вольный житель Дона. Представители этого уникального сословия являются и воинами, и земледельцами одновременно. Казачество привержено традициям: жители дона поют народные песни, говорят на своем диалекте и имеют собственные особенности быта. С малых лет казаков учат ездить на коне, выступающим у них не просто орудием труда и ведения войны, а верным другом в бою и товарищем. Именно так описывает Михаил Александрович Шолохов особое военное сословие, которому посвящена целая казачья энциклопедия «Тихий Дон».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.