Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Какую роль в раскрытии образа Печорина играет композиция романа? М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (ЕГЭ по литературе)

Лермонтову вряд ли удалось бы создать подобный образ главного героя, если бы он использовал сквозную сюжетную линию. Нарушив хронологическую последовательность происходящего и расположив главы романа в ином порядке, автор сконцентрировал внимание читателя не на внешней канве событий из жизни Печорина, а на его переживаниях, чувствах и порывах души. Композиция произведения построена на анализе внутреннего мира героя, причем его образ раскрывается не сразу, а постепенно.

Так, первой в романе идет глава «Бэла», рассказывающая о безответной «любви дикарки» к Печорину и трагической гибели девушки. Здесь повествование ведется от имени старого офицера, сослуживца Григория, Максима Максимыча. Мы видим лишь поверхностное описание характера и привычек молодого человека: «Славный был малый... только немножко странен». На истинный облик Печорина накладывается личное восприятие рассказчика, его субъективные мысли и оценка.

Главный герой представляется отстраненным, непонятным, остается для читателя загадкой. В «Бэле» мы лишь бегло знакомимся с Григорием Александровичем.

Эта важная деталь свидетельствует о таких чертах характера Печорина, как равнодушие, холодность и постоянная грусть. Вторая глава дает уже более развернутое представление о личности молодого человека, но по-прежнему сохраняет эту незримую дистанцию между героем и читателем.

Три следующие главы составляют части «Журнала Печорина», издателем которого становится повествователь. В «Журнале» все «призмы» исчезают: Григорий Александрович сам рассказывает о произошедших с ним событиях и оценивает их. Повести «Тамань», «Княжна Мэри» и «Фаталист» — это своего рода исповедь героя перед самим собой, искренний самоанализ и оценка собственной жизни. В этих главах читатель наблюдает не только поступки Печорина, но и все тайные движения его души. Именно здесь образ героя раскрывается в полной мере: будучи предельно откровенным в своих записках, Григорий с горечью называет себя «нравственным калекой». Он осознает, что растратил жизнь на мелкие поступки и случайные чувства, несмотря на то, что ему «было назначение высокое». Причину своей трагедии герой видит в том, что его «душа испорчена светом». Он стал черствым, жестоким, «к добру и злу постыдно равнодушным», потерял интерес к жизни и лишь томился под бременем терзающих его сомнений. В последней части романа Григорий Александрович задается вопросами о судьбе, предопределенности жизни и о возможности изменить её исход. Подобные философские размышления характерны не только для «героя нашего времени»: из черт характера Печорина, его пороков и складывается портрет молодежи первой трети XX века.

Таким образом, Михаил Лермонтов рассказывает лишь о ключевых моментах из жизни героя, давая ему характеристику именно в моменты трудных испытаний — любви, дружбы, дуэли, авантюрных приключений и опасных поступков. Для нас не имеет значения, в какой последовательности происходили эти события; важно лишь то, что чувствовал Печорин в это время. Возможно, автор нарушил хронологию с той также целью, чтобы подчеркнуть противоречивость характера героя, сумбурность его жизни, беспорядок в мыслях.

Проанализировав постепенное знакомство с главным героем, мы можем сказать, что концентрическая композиция романа играет едва ли не главную роль в раскрытии образа Печорина. При помощи разнообразных средств (например, монологов и внутренних диалогов) Михаил Юрьевич Лермонтов рисует портрет молодого человека, олицетворяющего современное ему поколение. Отсутствие прямой сюжетной линии только способствует реализации творческого замысла писателя. Несмотря на то, что в каждой главе романа есть свой сюжет и действующие лица, все части объединены одним главным героем, общей идеей и проблематикой. Принцип хронологической последовательности заменен психологическим приемом «узнавания» героя читателем. Совокупность художественных и стилистических методов, в частности, новое композиционное членение произведения, позволили Лермонтову создать детальный образ «героя нашего времени».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.