Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо»: художественные особенности лирики В. В. Маяковского (ЕГЭ по литературе)

Личность и творчество Владимира Маяковского и при жизни, и после смерти поэта находились в центре дискуссий. Однако уже современники признавали, что его стихи стали открытием, что его имя, как вспоминала А. А, Ахматова, «молнией влетело в душный зал». Действительно: поэзия Маяковского отличается от всего, что было привычно читателю вплоть до начала XX века. Необычайное содержание и ошеломляющая поэтическая форма стали инструментами поэта в выражении как своих собственных сокровенных чувств, так и общественных идей великой эпохи.

Впервые громогласно заявил о себе Маяковский, выпустив совместно с другими молодыми поэтами альманах «Пощёчина общественному вкусу» — программный манифест русских футуристов.

В нем писатели-новаторы призывали «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности», заявляли о создании нового языка поэзии, разрушении привычной системы жанров и стилей, разработке тонического стиха. Все эти черты футуристической поэзии вместе с индивидуальными особенностями стихосложения можно найти в большинстве произведений Маяковского.

Для нового содержания стиха необходима была новая «оболочка». Поэтому так ярко новаторство Маяковского проявилось в стихотворной форме его произведений. Используемая лексика ошеломляет читателя: обилие авторских неологизмов («громадили», «прозаседавшиеся», «опожаренный»), отрицающие любую эстетику вульгаризмы («прёт», «шляться», «харя»), поражающие воображение эпитеты («размягченный мозг», «выжиревший лакей») — всё это встречается во многих произведениях писателя, усиливая их экспрессивность. Показательны и метафоры, которые устанавливают связи между самыми отдаленными вещами, простыми предметами быта. Так, например, в стихотворении «А вы могли бы?» лирический герой обращается с риторическим вопросом:

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

Маяковский — поэт больших чувств и больших идей, также часто прибегает к гиперболе и гротеску:

И вот громадный,

горблюсь в окне,

плавлю лбом стекло окошечное…

Стихотворения его нацелены прежде всего на чтение вслух, на громкую декламацию с трибун. Лирический герой писателя обращается к миллионам читателей, приказывает, командует, бросает вызов толпе, вопрошает:

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Особенное значение в поэзии Маяковского играет ритм и интонация, которые легли в основу его интонационно-тонического стиха. Неожиданные, неточные, сбивчивые рифмы, «паузирование» и расположение строк «лесенкой» - самые узнаваемые черты творчества писателя. Правильное ударение при прочтении строф играет важнейшую роль, привлекая читателя к их главной идее.

Однако новаторство Маяковского как поэта не ограничивается одной лишь формой. Своеобразие его поэзии — прежде всего в её содержании, в особом взгляде на мир, на место человека в нем и на роль поэта в жизни общества. Любовь, революция, поэзия, устройство государства — лишь немногие из тем, которые раскрываются и тесно переплетаются между собой в творчестве писателя. «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо» — писал Маяковский в одном из стихотворений, в котором, как и в множестве других, размышлял о силе поэтического слова. Оно – оружие в руках умелого творца, способное поднять людей, позвать их вперед. Но «амплуа» поэта-агитатора зачастую мешало толпе понять его ранимую, нежную душу. Поэтому лирический герой Маяковского резко противопоставлен обществу мещан и обывателей – он одинок и находится в бесконечном, но безуспешном поиске родственной души, даже просто участливого слова. Однако и при жизни писатель понимал, что стих его «трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо…», что гений его поистине бессмертен.

Таким образом, художественные особенности лирики Маяковского заключаются как в ее уникальной форме, так и в глубоком, многоплановом содержании.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.