Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Почему Ольге Ильинской не удалось изменить Обломова? По роману «Обломов» (Гончаров И. А.)

Образ заглавного героя романа И. А. Гончарова «Обломов» оказался настолько ярким и жизнеподобным, что его фамилия быстро стала нарицательной. Более того, хотя писатель отразил в произведении реалии своего времени, понятие «обломовщина», о котором рассуждает в романе Штольц, до сих пор используется социологами и психологами при попытке описать национальный русский характер, сложный и противоречивый. Конечно, первое, что приходит на ум при упоминании имени Обломова, это его бездеятельность и сибаритство: герой даже гордился, что за всю жизнь ни разу не надел самостоятельно чулки. Однако в его характере есть и привлекательные черты — доброта, душевная чистота, искренность.

Именно эти качества и оценила в Обломове Ольга Ильинская, которая, даже уже будучи замужем за Штольцем, вспоминала «Голубиную душу» Ильи Ильича.

Показательно, что взаимный интерес возник момент исполнения героиней арии, что свидетельствует о coзвучии душ Ильи Обломова и Ольги Ильинской. Даже его имя как бы отражается в её фамилии, словно они две половинки единого целого.

И всё же их отношениям не суждено было быть долгими, поскольку при всём единении душ у них слишком разные представления об образе жизни, который следует вести человеку. Обломов дорожит спокойствием, позволяющим ему пребывать в гармонии с самим собой, Ольга же натура деятельная. Обломов мечтает о благополучном закате жизни в родном поместье, Ольга любит петербургское общество.

Однако вряд ли правомерно видеть причину их разрыва исключительно в бездеятельности героя. Конечно, даже перспектива поменять квартиру, чтобы ходить с Ольгой на приёмы и в театры, не рискуя опоздать к разводу мостов, ужасает Илью Ильича. В то же время, задавшись некой целью, он вполне способен изменить свою жизнь. Так, в самом начале их отношений Обломов «с Ольгой сутра до вечера; он читает с ней, посылает цветы, гуляет по озеру, по горам...». Но исключительно желания понравиться девушке недостаточно для поддержания его активности, причём не только потому, что он не привык прикладывать какие-либо усилия.

Дело в том, что Обломов давно вывел для себя своеобразный философский принцип: если не можешь сделать ничего полезного, лучше и честнее не делать ничего бесполезного. Именно поэтому он столь настойчиво расспрашивает своих визитёров о том, ради чего они так «суетятся». И все их жизненные цели кажутся ему слишком мелочными, что в его восприятии превращает петербургскую жизнь в «пустую перетасовку дней», «вечную игру дрянных страстишек». Ольга же призывает его вести именно такую жизнь: читать газеты и книги, выходить в общество, ехать в приказ, решать проблемы имения...

Более того, постепенно становится очевидным, что Ольга полюбила не реального Обломова, а тот образ, который они придумали со Штольцем, того Илью Ильича, которым он должен стать, когда, наконец, «Встанет с дивана». Интересно, что даже сама Ольга осознаёт своё стремление слепить из героя некий идеальный образ: «Это какая-то Галатея, с которой ей самой приходится быть Пигмалионом». Она столь настойчива в своём желании «пробудить» Обломова, Что это начинает вызывать естественное неприятие её попыток.

Ситуация усложняется ещё и тем, что характер Ильи Ильича и его образ жизни сформированы в далёком детстве, о чём свидетельствует сон Обломова. То есть эти черты слишком прочно укоренились в герое, и Ольге не по силам истребить их, как не удалось и Штольцу. К тому же Илья Ильич воспринимает родную Обломовку как утраченный рай и интуитивно оберегает всё, что напоминает ему эту сонную идиллию.

Да и сама Ольга, поначалу вдохновлённая своей «миссией» по «спасению» Обломова, постепенно начинает ею тяготиться. И это вполне объяснимо: она ещё слишком молода, и ей самой необходим «наставник», каким и станет для неё впоследствии Штольц.

Есть в её отношении к Обломову и доля тщеславия и самолюбования: «Она мигом взвесила свою власть над ним, и ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольёт над стоячим озером и отразится в нём».

Чуткий Обломов понимает, что отношение к нему Ольги нельзя назвать истинной любовью. Он осознаёт, что она просто «была готова к восприятию любви, сердце её ждало чутко, и он встретился нечаянно, попал ошибкой...». Конечно, в стремлении героя прервать их отношения есть и доля неуверенности в себе, ощущения, что Ольге нужно гораздо больше, чем он может ей дать, и доля страха, что, если на её жизненном пути встретится более деятельный человек, она от него откажется, в то же время его стремление разорвать тяготящие обоих отношения это и проявление душевной чуткости, лучшего, чем у Ольги, понимания других людей.

Таким образом, истинная причина того, что Ольге Ильинской так и не удалось изменить Обломова, вовсе не его бездействие, мнительность и мягкость. Герои изначально не могли принять друг друга такими, какие они есть, стремились навязать каждому несвойственные им ценности. Ведь и Обломов совершает ту же ошибку, что и Ольга: он ожидает, что со временем она «успокоится» и сможет «вписаться» в неспешную жизнь в Обломовке. Следовательно, между ними не было главного, что необходимо и для любви, и для дружбы, — понимания.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.