Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Проблема взаимоотношений учителя и ученика в тексте К. Г. Паустовского «На столе в классе стояли залитые сургучом бутылки с желтоватой водой…» 21 вариант (ЕГЭ по русскому)

«В начале жизни школу помню я…» — эти поэтические строки А. С. Пушкина указывают на значимость в жизни человека периода, связанного с обучением в школе. Общение с одноклассниками и учителями даёт очень много. Какими могут быть взаимоотношения учителя и ученика? Это один из вопросов, который звучит в тексте Константина Георгиевича Паустовского.

Размышляя над проблемой взаимоотношений педагога и ученика, автор обращается к детским воспоминаниям. Рисуя яркий, запоминающийся образ учителя географии, писатель показывает, что отношения учителя и школьника могут быть неформальными, то есть выходить за рамки процесса обучения.

Учитель географии Черпунов, заинтересовавший гимназистов уникальной наглядностью — бутылками с водой из Мёртвого моря, приглашает мальчишку-рассказчика, от лица которого ведётся повествование, к себе домой посмотреть необычный музей. Своеобразными экспонатами в квартире учителя были и венецианское стекло, и портрет Миклухо-Маклая, и «звёздный глобус, старые карты с «розой ветров», чучела колибри с длинными, как маленькие шила, клювами». Это приглашение, конечно, было связано с интересом гимназиста к созданию собственного музея. Увлечение объединило ученика и учителя.

Кроме того, по мнению автора, общение педагога и школьника становится более тесным, если касается взаимоотношений между людьми. Так, например, в данном тексте учитель говорит гимназисту перед портретом Миклухо-Маклая о важнейшем нравственном правиле: « Так вот, запомни: добротой можно добиться всего». Это выводит разговор за рамки географии, сближает беседующих. Таким образом, обсуждение моральных основ человеческого существования тоже может стать основой для неформального общения педагога и его воспитанника.

Данные аргументы, дополняя друг друга, выделяют две грани в общении педагогов и школьников и помогают понять важнейшую мысль текста, отражающую позицию автора по указанной проблеме.

К. Г. Паустовский уверен, что отношения между учителем и учеником приобретают глубину, если затрагивают личные интересы того и другого, основаны не только на передаче определённой информации, но и нравственного опыта.

Нельзя не согласиться с мнением писателя по данному вопросу. Действительно, учитель может оказать серьёзное влияние на ученика через неформальное общение с ним. Таким было общение Лидии Михайловны с пятиклассником из автобиографического рассказа Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского». Учительница французского языка, узнав о том, что мальчишка, приехавший в район из деревни, голодает и, чтобы покупать кружку молока, играет в чику на деньги, рискуя быть избитым местными хулиганами, решила помочь мальчику. Она, чтобы пощадить его гордость и не унизить подачками, которые он, конечно, не примет, предлагает играть в пристенок. Кажется, пострадал её авторитет, она поступила непедагогично, но своему ученику она на всю жизнь дала урок доброты и человечности. Отношения ученика и учителя могут быть связаны не только с изучением школьного предмета и уроками, но и общением. Учитель, как взрослый и опытный человек, способен научить школьника жизни, пониманию не только школьного предмета, но и людей, и моральных правил.

Таким образом, школа — маленький, но важный этап в жизни каждого из нас. Замечательно, если мы встретим в школьные годы учителя от Бога, способного не только заинтересовать своим предметом, но и своей личностью, собственными взглядами на мир и людей. Такой учитель может научить школьника мыслить, дать нравственное направление в духовной жизни.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.