Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Духовное обнищание в отечественной литературе (ЕГЭ по литературе)

Тема духовного обнищания часто встречается в произведениях русской литературы. К ней обращается и

Д. И. Фонвизин в «Недоросле», и Н. В. Гоголь в «Мертвых душах», и А. П. Чехов в «Ионыче».

В одном из значений названия поэмы Гоголя мертвые души есть обнищавшие, погрязшие в пороках души помещиков. Первый, к кому заезжает главный герой помещик Манилов. Автор говорит о нём — человек «ни то, ни се». Через описание обстановки его дома, где книга, лежащая на столе помещика, уже «два года» была открыта на одной и той же странице раскрывается псевдо образованность героя. Необычные имена детей, которыми Манилов просто хочет выделиться так же свидетельствуют об этом. Образ Манилова — первая стадия омертвления души.

Напоминает гоголевского героя Митрофанушка. Они оба ленивы и склонны к бесплодной мечтательности. Митрофан избалованный и капризный юноша: «Не хочу учиться, хочу жениться». Он недоросль в умственном, моральном и гражданском плане. У персонажа отсутствует нравственное и духовное развитие и воспитание. Разница между двумя этими произведениями заключается в том, что Манилов, был мил и чересчур вежлив с Чичиков, когда как Митрофан относился ко всем грубо и неуважительно.

Коробочка — помещица, которая так же представляет собой омертвление души. Бережливость, недоверчивость, скудоумие и упрямство есть главные характеристики Коробочки. В её образе Гоголь изображает общечеловеческое явление — «дубинноголовость». Напоминает её и Дмитрий Старцев из рассказа Чехова «Ионыч». Они оба мелочные, меркантильные и зацикленные на своих интересах. Любимым занятием Старцева становится пересчитывание по вечерам своих денег. Отличие между двумя произведениями в том, что образ Дмитрия Ионыча показан в динамике. В начале рассказа он ещё молод, увлечен своей деятельностью, ходит пешком и готов помогать всем нуждающимся. В конце он окончательно деградирует, пополнел, уже с трудом ходит сам и целью становится накопление капитала. Образ Коробочки не показан в развитии, её биография не раскрывается Гоголем полностью, поэтому читатель не знает, была ли старуха всегда такой мелочной.

Таким образом, авторы не редко изображают в своих произведениях людей, которые не развиваются духовно а лишь деградируют. Они хотят показать порочность таких людей и опасность морального обнищания для души человека.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.