Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ стихотворения «Погасло дневное светило...» пример (Пушкин А. С.)

Это стихотворение открывает собой новый, «романтический» период творчества Пушкина. Романтическая концепция человека исходит из представления о его единственности, изолированности, вырванности из всех земных связей. В центре пушкинского стихотворения – поэтическое "я". При этом происходит соприкосновение, духовное со-единение этого "я" с бескрайней, «властной» морской стихией, свободной от мелких людских страстей, от бессмысленной, честолюбивой суеты человеческого общества. Основу лирического сюжета составляет эмоционально-чувственная атмосфера, окружавшая и окружающая лирического героя.

Поэтому и природа, безусловно, несущая в тексте большую идейную нагрузку, воспринимается нами сквозь призму мироощущения лирического героя. Все действия, которые природа объективно совершает сама, укладываются в две строчки:

Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Дальше природа действует лишь в субъективном мире лирического героя, в его сознании, по его желанию. Даже «земли полуденной волшебные края», которые ясно видит (точнее, представляет) лирический герой, рисуются именно в его сознании, их видит именно он – романтический герой. Их никогда не увидит натура неромантическая. В художественном пространстве стихотворения они — в значительном отдалении, без конкретизации географического местоположения.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан…

Эти строки, трижды повторяющиеся в стихотворении, становятся семантическим и эмоциональным фокусом текста. Глаголы повелительного наклонения заставляют стих звучать энергично, а соединяя легкие строки, насыщенные пиррихиями, создают неровный, пульсирующий ритм. Кроме того, у Пушкина нет деления на строфы, поэтому и стихотворение воспринимается как единый смысловой и звуковой поток — поток душевных размышлений, переживаний лирического героя и поток, имитирующий беспрерывный блеск волн, набегающих одна на другую.

Мы не ощущаем в художественном поле стихотворения ограниченности пространства: оно — весь мир; мы не чувствуем течения времени — вырванность из цепи событий земной жизни ставит лирического героя вне времени. Мы лишь знаем, что повествование начинается, когда «погасло дневное светило». Это обусловливает и цветовой тон произведения. Краски поэтической палитры довольно скупы, темны и туманны:

На море синее вечерний пал туман…

Туманной родины моей…

(хотя определение «туманная» здесь имеет не только световую семантику).

Темным краскам аккомпанирует и эмоциональный тон эпитетов «угрюмый» океан, «томительный» обман, «обманчивые» моря, сердце «хладное». Однако в прошлом было и светлое: вспоминается не только то, «чем страдал», но и то, что «сердцу мило»; вспоминается «легкокрылая радость» и «музы нежные». Было время, когда «пламенем страстей Впервые чувства разгорались», — время жизни, насыщенной, полной, многогранной. И это очень дорогой для лирического героя духовный опыт. Однако «искателя новых приключений» манят «волшебные края»; его эмоциональному состоянию созвучен шум грандиозной, свободной морской стихии.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.















cach/desc1/115833.html