Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




На какие особенности поэзии А. А. Фета указывал Л. Н. Толстой, отмечавший «лирическую дерзость» поэта? (ЕГЭ по литературе)

Творчество А. А. Фета принадлежит к направлению, которое получило название «искусство для искусства» или «чистое искусство». Представители этого направления полагали, что искусство не должно обращаться к социальным и практическим вопросам. Их привлекали традиционные для лирической поэзии вечные темы любви, природы и творчества. Именно эти темы и являются центральными в лирике А. А. Фета. Однако, не выходя за рамки традиционных проблемно-тематических разновидностей лирики, он выстраивал произведения так, что критики и читающая публика говорили о нём как о смелом новаторе.

Поэту удалось проявить неординарность своего взгляда на окружающий мир даже в пейзажной лирике.

И дело не только в том, что поэтическая манера А. А. Фета характеризуется использованием неожиданных сравнений и метафор. Например, в стихотворении «Ещё майская ночь...» он сравнивает берёзы, покрытые молодыми полупрозрачными листочками, с новобрачной девой.

Гораздо важнее как воплощается в его лирике философское осмысление жизни природного мира. Исследователи творчества А. А. Фета отмечают, что поэт, создавая картины русской природы, был реалистически точен в деталях. Например, он говорит не просто о птицах, а о соловьях, дятлах, ласточках, журавлях, причём дятел у него стучит, а коростель трещит. В то же время мир природы у А. А. Фета проникнут романтическим двоемирием. Так, в стихотворении «Заря прощается с землёю...» деревья существуют в двух мирах: «И землю чувствуют родную // и в небо просятся оне».

Будучи пантеистом, А. А. Фет воспринимает природу как живое, мыслящее существо, чья жизнь одухотворена и осмысленна. в стихотворении «Вечер» поэт последовательно проводит мысль о взаимосвязи

всех составляющих природного мира: «Вздохи дня есть в дыханье ночном». Однако человеку сложно постичь законы этого мира, и он склонен видеть в природе что-то загадочное и неуловимое. Поэтому в пейзажной лирике поэт использует неожиданные в этом контексте безличные предложения:

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Лирический герой этого и многих других фетовских стихотворений созерцатель, он стремится прочувствовать мир красоты и откликнуться на него всем «трепетом» сердца. Поэту важно передать смутные,

бессознательные душевные движения, которые невозможно даже точно назвать.

В своих размышлениях возможностях поэтического выражения чувств и эмоций А. А. Фет сближается с концепцией «невыразимого», отражённой в одноимённом стихотворении В. А. Жуковского. А. А. Фет убеждён, что есть то, «пред чем язык немеет», однако, по его мнению, истинный поэт всегда найдёт возможность поделиться «живыми снами»: «Что не выскажешь словами, — // Звуком на душу навей». Именно поэтому в лирике А. А. Фета так важен ритмический строй стихотворений, который создаёт определённое настроение, помогающее постичь их смысл.

Нередко музыка становится своеобразным действующим лицом его произведений. Например, в стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад...» песня, которую девушка «пела до зари, в слезах изнемогая», оказывается созвучной миру человеческих чувств и красоте природы. Эти три понятия оказываются неразделимыми, составляли сущность самой жизни. И потому, когда лирическому герою, возможно, лишь кажется, что он вновь слышит её голос в тиши ночной, воспоминание о прекрасных мгновениях бытия способно возродить его душу.

Лирический сюжет произведений А. А. Фета также нередко развивается по законам музыкальной композиции — на основе ассоциаций и психологического параллелизма. Например, в стихотворении «Шёпот, робкое дыханье...» отражено взаимопроникновение двух начал — природного и человеческого. Сюжеты постепенного пробуждения природы и ночного свидания настолько тесно взаимосвязаны, что пейзаж приобретает психологический смысл. и образ зари свидетельствует не только о наступлении утра, но и о развитии взаимоотношений героев — от «робкого дыханья» к «Лобзаниям и слезам». А. А. Фет стал первооткрывателем приёма, который потом, применительно к творчеству Л. Н. Толстого, будет назван «диалектикой души», то есть переходных, почти невыразимых в слове психологических состояний.

При этом настроение и чувства лирического героя выражаются через простое перечисление признаков, в стихотворении нет ни одного глагола. Такое построение стихотворения было настолько необычным, что, как известно, вызвало недоумение современников и повлекло множество пародий.

Ещё одно известное «безглагольное творение поэта радость эта...». Стихотворение построено как развёрнутый перечень, завершающийся обобщением: «Это всё — весна». В одном ряду оказываются значительное и мелкое, возвышенное и будничное:

«Это утро,

...Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод...

...Эти мошки, эти пчёлы...

Такое соединение разновеликих понятий становится возможным благодаря использованию приёмов импрессионизма. А. А. Фету так важно было уловить краткий момент наступления весны, что он отмечает даже мельчайшие его нюансы.

Таким образом, «лирическая дерзость» поэта проявилась не в обращении к тем или иным темам, а в том, как необычно, неожиданно они раскрывались, в новаторстве, смелости его художественных приёмов. Следует отметить, что литература, особенно лирика, как раз и призвана открывать знакомый мир с неожиданной стороны. Именно поэтому истинные творцы не придерживаются шаблонов: чтобы создать новые лирические образы, поэт должен быть «дерзким».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском