Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Характеристика мужских образов в рассказах «Первая любовь» и «Гамлет Щигровского уезда» (Тургенев И. С.)

Проза Тургенева своевременно стала энциклопедией русской провинции. В ней со всей полнотой раскрываются крестьянские и дворянские образы середины 19 века. Однако в отличие от цельного характера крестьянина, человека близкого к земле и не сомневающегося в целях своего существования, герой дворянского сословия нередко оказывается в сложном жизненном положении. В сборнике рассказов «Записки охотника» Тургенев представляет читателю судьбы разных людей, тех, кому не место в российской глубинке. Герой рассказа «Гамлет Щигровского уезда» является одним из таких же московских студентов, как и сам Тургенев в молодости — получивший высшее образование за рубежом, разбирающийся в немецкой философии, знающий в превосходной степени французский и немецкий языки — этот развитый человек лишён своего пристанища.

В случайном ночном разговоре с рассказчиком он без тени жалости доказывает никчёмность отличного дворянского образования и воспитания, которые не только не помогают, но и делают героя беспомощным, вынуждают отдаться на волю течения жизни. Герой бежит от своей первой симпатии молодости — Линхен, скитается по Европе и, наконец оказавшись в России, застревает в своём имении от безденежья. Распаляясь в ходе своего монолога, он объясняет ненадобность «энциклопедии Гегеля» здравомыслящему человеку. Он сознаёт, что должен действовать, а не размышлять, но это ему не под силу: даже принимая решение о женитьбе, он пленяется собственными отрешёнными мыслями о невесте, а не ей самой, когда она рядом. Он страдает от безденежья, одиночества, презрения соседей, отсутствия талантов и оригинальности. Эта болезненная рефлексия шекспировского происхождения не свидетельствует о внутренней силе героя, притязаниях на свою счастливую долю. Он отказывается не только от продолжения разговора, боясь раздражить спящее значительное лицо, но и от собственного имени, от своей индивидуальности — это своего рода «Гамлет», противопоставленный традиции Шекспира.

Мужской образ слабого, нерешившегося на поступок героя кочует из одного произведения в другое, и в повести «Первая любовь» автор снова сталкивает читателя с проблемой нереализованной силы, на этот раз силы любви. Первое чувство шестнадцатилетнего Володи просыпается к Зинаиде Александровне, княжне из обедневшего рода. С первых дней в имении она начинает жестокую игру, мучая влюблённого подростка противоречивыми словами и поступками. Он ежеминутно страдает, разрываясь и в её отсутствие, и когда она рядом. Поклонники Зинаиды несколько холодны к Володе, но всё же он примыкает к их числу в звании «пажа». Неоднократно получив подтверждение её неравнодушия к нему, Володя исполнен терпения и готов простить Зинаиде все метания, но в это время в его семье разражается скандал из-за анонимного письма о связи княжны и его отца.

Признавшись ей в глубокой и страстной любви до конца жизни, Володя прощается с Зинаидой, переезжающей в город.

Наивысшей точки переживаний Володя достигает, когда подглядывает жестокое обращение отца с Зинаидой и её рабски-преданный поцелуй рубца от плётки. Потрясённый этим зрелищем, герой испытывает тяжелейшие переживания, но ему ничего не остаётся, как принять эти события и продолжать поступление в университет.

Спустя четыре года он встречает Майданова, который рассказывает о судьбе Зинаиды и даёт Володе её адрес, но тот едет к ней только через несколько недель и накануне узнаёт о её смерти при родах.

Забытые чувства и потускневшие эмоции пробиваются в душе героя с новой силой и к нему приходит осознание бесцельно прожитой жизни. «Великая будущность» оборачивается несостоявшимися отношениями и потерянным временем, призраком в пустоте.

Таков типичный герой прозы Тургенева, за широким спектром эмоций и чувств неприспособленный к жестоким ударам судьбы. Трагичный мужской образ без воли и мужественности неспособен пережить развитие и не может быть преодолён в силу сложившихся обстоятельств дворянской эпохи.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.