Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Приёмы создания образов и авторская позиция в рассказе А. П. Чехова «Торжество победителя» (ЕГЭ по литературе)

Произведение Антона Павловича Чехова «Торжество победителя» — это рассказ коллежского регистратора. В этом сравнительно небольшом произведении перед нами предстают несколько значимых образов и поднимается проблема чинопочитания и угодничества. Сюжетная ситуация такова: рассказчик со своим отцом находятся на обеде у Алексея Ивановича Козулина, ныне торжествующего «победителя», который, выбившись в чины, измывается и глумится над своим бывшим начальником Курицыным и другими подчинёнными.

Рассказ начинается с несобственно-прямой речи, так называемого «чужого слова» (термин М.

М. Бахтина): «В пятницу на масленой все отправились есть блины... Козулина вы не знаете; для вас, быть может, он ничтожество, нуль...». В эту формально принадлежащую автору речь вклиниваются фразы героя-рассказчика, возможного «будущего победителя».

Автор не дает прямой характеристики своим героям, но мы можем дать им оценку по действиям, портрету, определенной лексике, некоторым деталям. Также важную роль в создании образов героев играют фамилии. Не могу утверждать, что фамилии Курицын и Козулин говорящие, но очевидно, что они показывают пренебрежение автора к героям, с их помощью выражено субъективное отношение к создаваемым персонажам. Чиновник у Чехова — образ, несущий в себе черты, присущие его чину, как низкому, так и высокому.

Герои готовы ублажать начальника ради достижения своих целей, уважения в обществе.

Так как Чехов является представителем реализма в литературе, то очевидно, что его герои не говорят языком автора, а имеют свою речевую характеристику. В приведенном рассказе они характеризуют сами себя, используя просторечия, слова сниженной лексики («папаша», «взвизгнул от смеха», «от этого сига копченого», «дармоед» и другие). Роль интерьера, а точнее бытовой обстановки, играет богато накрытый стол с многочисленными блюдами, что подтверждает социальный статус Козулина. Такая деталь как сигара Курицына показывает его самоунижение, раболепие перед чином: «Старичок мигал утомленными глазками и с отвращением курил сигару. Обыкновенно он никогда не курит, но если начальство предлагает ему сигару, то он считает неприличным отказываться». Всё вышеперечисленное подтверждает то, что в рассказе представлены социальные портреты героев. Некоторые литературоведы даже относят творчество

А. П. Чехова к такому направлению как «социальный реализм». Помимо этого, портреты в рассказе статичны, так как герои на протяжении всего времени находятся в одном месте, на обеде Алексея Иваныча Козулина.

В анализируемом рассказе следует отметить специфическую форму авторского присутствия — сказ. Сказ — особый тип повествования, который ориентирован на живую, разговорную речь. В данном случае сказ ведется от имени рассказчика. Особенность чеховских рассказов в том, что в центре его произведений чаще всего лежит один эпизод, в котором отражаются все противоречия действительности, а автор является свидетелем саморазоблачения героев.

Таким образом, при анализе рассказа А. П. Чехова «Торжество победителя» обнаруживается множество приемов создания образов, таких как портреты героев, портретные детали, речевые характеристики, говорящие фамилии, интерьер, действия героев, а авторская позиция определена содержательной основой произведения.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.