Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Великим Киевским князь Ярослав Мудрый (ЕГЭ по истории)

Будучи Великим Киевским князем Ярослав Мудрый разработал первый письменный источник права «Русскую Правду», установил новый порядок наследования княжеских престолов, предпринял ряд мер для укрепления великокняжеской власти, для этого в том числе добился обособления Русской церкви от Константинопольской патриархии и самостоятельно назначил киевским митрополитом святителя Илариона.

Причиной принятия «Русской Правды» явилось усиливающееся социальное расслоение, всё более различающееся положение социальных низов — смердов, холопов и социальных верхов — дружинников, представителей княжеской администрации. Необходимо было правовым образом урегулировать социальные отношения, закрепить сложившуюся в обществе социальную иерархию, отношения собственности, отобразить изменения во взаимоотношениях людей, обусловленные происходящей в стране христианизацией.

Ярослав Мудрый в своей «Правде» закрепил правовое положение людей на Руси. Феодалами были Великий киевский князь, удельные князья, вотчинники, бояре, воеводы. К свободному населению относились члены верви — смерды, ремесленники — жители городов, дружинники. К полузависимому населению относились закупы — общинники, которые взяли в долг («купу») и рядовичи, состоявшие на службе у феодала по договору («ряду»).

К зависимому населению относились холопы, ими становились военнопленные, иногда закупы и рядовичи, не рассчитавшиеся с феодалом.

Ярослав в своей «Правде» ограничил право кровной мести, когда ею мог воспользоваться только ближайший родственник убитого, а вира — штраф стала зависеть от категории, к которой принадлежал пострадавший человек. Была введена и дикая вира — штраф верви за убитого, обнаруженного на земле общины. Ярослав ввёл суд и следствие, к которому привлекались свидетели (видоки и послухи), а также установил наказания за преступления: поток и разграбление как высшая мера наказания, вира — штраф за убийство в пользу князя, головничество — денежное взыскание в пользу родственников убитого, продажа — штраф в княжескую казну за телесные повреждения, урок — выплата потерпевшему.

Последствием принятия «Правды Ярослава» стало укрепление основ единого Древнерусского государства, регламентирование правового положения различных социальных слоёв.

Древняя Русь стала христианской ещё при Владимире Святом. А перед его сыном Ярославом встала задача определить роль церкви в государстве. Помимо этой задачи Ярослав Владимирович стремился всеми способами укрепить великокняжескую власть.

В 1051 году Ярослав Мудрый принял решение покончить с зависимостью от Византии в церковных вопросах и сам назначил митрополита. Выбор его пал на святителя Илариона.

Причинами обособления Русской церкви от Константинопольской патриархии явилось то обстоятельство, что проводимые князем Ярославом реформы требовали сосредоточения в его руках всех властных полномочий, поддержки деятельности светской власти со стороны христианской церкви, возглавляемой митрополитом. Русский митрополит до 1051 года назначался Константинопольским патриархом. Приезжающий из другой страны церковный деятель был далёк от реалий Руси, княжеских деяний. Ярославу необходим был митрополит-союзник, митрополит — русский, активно содействующий княжеской власти в проводимом им политическом курсе.

Первый митрополит славянского происхождения в Древнерусском государстве святитель Иларион стал верным союзником Ярослава в деле укрепления великокняжеской власти. Он отстаивал позицию, согласно которой церковь должна играть в государстве вторичную роль, уступая всю полноту власти князю и служа ему опорой. Свою точку зрения Иларион выразил в «Слове о законе и благодати», в котором он возвеличил древнерусское государство и правящего в нём князя.

Последствием обособления русской церкви от Византии стало укрепление статуса не только русской церкви, но и государства. Церковь стала надёжной и верной опорой светской власти, выполняя идеологическую функцию, поддерживая и укрепляя княжескую власть.

Ярослав Мудрый установил новый порядок передачи княжеского престола, так называемую, лествицу —систему, при которой престолы наследовались бы по старшинству и постоянно переходили бы из рук в руки по смерти старших представителей рода.

Причиной появления новой системы престолонаследия явились кровавые княжеские усобицы в борьбе за престол, которые наносили серьёзный урон государству. Ярослав призвал своих сыновей к миру и взаимоподдержке, он стремился предотвратить возможную вражду между своими сыновьями из-за престола.

Последствия введения лествицы были негативными. Призванная искоренить усобицы, она лишь поспособствовала возникновению новых, так как князья стремились удержать свои земли за собой и не желали регулярно менять место княжения.

Введение лествицы историками оценивается в основном негативно. Например, историк А. Е. Пресняков подчёркивал её неэффективность и пагубность для внутригосударственной стабильности. Он считал, что в реальности лествица не работала, а распределение престолов на самом деле происходило лишь среди наиболее влиятельных князей, что ещё больше усугубляло положение, порождая князей-изгоев.

После смерти Ярослава Мудрого «Русская Правда» составляла основу всего русского законодательства, она оказала значительное влияние на создание более поздних правовых памятников как русских земель и княжеств, так и Великого княжества Литовского.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.