Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Какой он, лирический герой Н. С. Гумилёва? (ЕГЭ по литературе)

Можно выделить три наиболее ярких типа: герой-воин, путешественник и герой-романтик.

Поэзия Гумилева автобиографичная, поэтому герой-воин и путешественник неоднократно наделены схожими с автором чертами: сила духа, мужество, твердость и целостность характера.

С первых строк «Я конквистадор в панцире железном…» поэт заявляет о себе, обозначает своё я, олицетворяя мужское начало стихотворения. С помощью приема анафоры («Я…/Я…/Я…») и рефрена («Я конквистадор в панцире железном…») акцентируется внимание на первенстве героя и его индивидуально-личностном мироощущении, которое раскрывается с помощью различных выразительных средств: эпитеты, метафоры, антитеза.

Эпитеты как «весело преследую», «радостном саду» позволяют характеризовать мироощущение героя оптимистичным. Метафоры: «отдыхаю в радостном саду» и «Я пропастям и бурям вечный брат» говорят о том, что герой не боится трудностей, он сроднился с ними. И с помощью приема антитезы («растет туман…но я молчу и жду…») — лирический герой предстает спокойным, терпеливым и уверенным в достижении поставленных целей («Звезду долин, лелею голубую»). Писатель наделяет героя чертами, которые свойственны ему самому, поэтому образ героя раскрывается полноценно и многосторонне: лирический герой, мудрый и сильный духом человек, осознаёт, что не всё просто в окружающем мире, но он всё же уверен в своем успехе, занимая активную жизненную позицию.

Николай Гумилев не любил сидеть дома и не терпел обыденности бытия, его страстью была экзотика, интерес к африканским и азиатским континентам, поэтому во многих стихотворениях поэта прослеживается образ лирического героя-путешественника. Например, в стихотворениях «У камина» и «Жираф».

В произведении «У камина» лирический герой предстает успешным путешественником, первооткрывателем новых стран («Я пробрался в глубь неизвестных стран»). Через монолог героя мы узнаем о его прошлом полное опасностей, приключений, торжества мужского начала. Но его фигура видится трагическим изваянием, попавшим в неподходящие для себя условия, об этом свидетельствует состояние героя, описанное с помощью эпитетов: «горько говоря», «свою печаль», «неподвижному взгляду». Уют и комфорт окружают его («Догорал камин...»), но герой не счастлив-он лишен своего счастья. Благодаря антитезе читатель понимает значимость путешествий для поэта: он из «я открыл храм…», «мы стреляли», «мы копали» до «но теперь я слаб…». С помощью лексических повторов («я узнал, узнал…», «больна душа, …больна») подчеркивается душевная тяжесть поэта, лишенного возможности путешествовать, и его неприкаянность в обыденном мире. Герой почти умирает («Погребенный в четырех стенах…»), и ничего он сделать не может, что обозначается с помощью приема сравнения: «…как во власти сна…».

В стихотворении «Жираф» поэт также предстает в роли успешного, счастливого путешественника, но и в роли некого сказочника, так как его рассказ о дальних странах напоминает сказку. Эта сказочность в его рассказах появляется еще в начале стихотворения, проявляющаяся через повторы («далеко, далеко»), эпитеты («изысканный жираф», «грациозная стройность», «волшебный узор»), сравнения («подобен цветным парусам», «как радостный птичий полет»). А насыщенный оптимистичными эпитетами монолог поэта символизирует его любовь к путешествиям и позитивное настроение. Кольцевая композиция говорит о том, что лирический герой демонстрирует желание вновь рассказывать о своих приключениях и о «рае на Земле». Герой видит этот мир намного шире, он бывает во многих странах, что позволяет ему мыслить о вопросах бытия. И благодаря образу спутницы поэта, которая «слишком долго вдыхала тяжелый туман», символизирующий русскую безнадежность и отчаяние, герой-путешественник осознает, что человек, который привык к своему месту, своей природе и никто не был, не может понять красоту других мест, понять его впечатления. Поэт влюблен в «Музу Дальних Странствий» и ему сложно находиться в четырех стенах, а это характеризует героя как вольного, целеустремленного и открытого человека. И, на мой взгляд, желание путешествовать говорит о желание познавать мир, получать новые знания. Образ героя-путешественника расширяется до типа странника, подчеркивая обретения духовных знаний на пути странствия.

Таким образом, лирический герой данного типа предстает успешным путешественником, желающим познавать мир, и не признающим бытовой обыденности. Когда он вне четырех стен, он свободен, смел и отважен, что укрепляет в нем мужское начало и силу духа. Но в противном случае, он подавленный и страдающий.

Присутствует устойчивый стереотип поэта-воина — «независимого, энергичного, отнюдь не мечтателя», воспевающего мужество и героизм. Однако в лирике Гумилева присутствует образ поэта-романтика, в таких произведениях, как «Сомнение» и «Сон» («Застонал я от сна дурного…»). Но всё-таки в сочетание с героем-воином и путешественником.

Ведущей темой стихотворения «Сон» является тема неразделенной любви к юной девушке. «Сон» начинается с описания кошмара, мучившем душу лирического «я». Сон-это прием психологизма, благодаря которому раскрывается состояние, когда герой не может управлять своим разумом-он находится в уязвимом состоянии, тем самым оголяя свои искренние чувства и переживания. Обида, которую нанес любовный противник во сне, воспринимается героем-романтиком-рыцарем как настоящая, и побуждает его к действию. Герой, «как убийца от плахи своей», бежал к дому возлюбленной. Эффект бегства и решительности героя усиливает сравнение с «убийцей», а на фоне городского пейзажа появляется тот самый герой-охотник, бесстрашно идущий «по следу» в тёмных («В эту ночь по улицам темным») джунглях. Несостоятельность героя-романтика проявляется через обыденные детали: закрытое окно и дверь символизируют отдаленность и закрытость девушки, нежелание контактировать и принимать внимание «рыцаря». Боль и обида становятся реальными и обостряют противоречивые чувства героя: желание прийти на помощь даме сердца и неспособность переступить те границы, которые она обозначила между ним. Осознавая обреченность своих чувств, лирический герой дает себе приговор: «Я все-таки умираю».

В «Сомнение» лирический герой также находится между реальностью и мечтами, грезами о прекрасной даме, что раскрывается с помощью лексических повторов («буду думать лишь о вас, о вас») и антитезы: «Возьмусь за книгу, но прочту «она», «нет, мне не спать, а ждать». Все его мысли заполонил образ возлюбленной, но с помощью приема олицетворения («сознание бросит мне в ответ») разум героя берет верх над его чувствами, и поэт осознает, что её «поцелуй — лишь бред весны и сны». Но в отличие от предшествующего героя-романтика, он менее отважен и решителен, в его сознание преобладают рациональные мысли, и не так пылает сердце.

На основе сказанного, можно сделать вывод, что лирический субъект Н. С. Гумилёва — человек действия. Он-воплощение мужского, волевого начала и при разнообразном проявление лирического «я» — от воина до романтика-в нем все же остается и преобладает неизменная мужественная сущность.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.