Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




У. Шекспир: «Видеть и чувствовать — это быть; размышлять — это жить» (ЕГЭ обществознание)

У. Шекспир утверждал: «Видеть и чувствовать — это быть; размышлять — это жить». Темой данного высказывания можно считать познание, а точнее — формы (уровни) познания, то есть — чувственное и рациональное познания. Как известно, существуют сторонники чувственного познания, эмпирики, и сторонники рационального познания — рационалисты, которые находятся в вечном неразрешимом споре о том, какой подход более эффективен в процессе получения знания — это и является проблемой высказывания, которая остаётся актуальной и сегодня.

У. Шекспир скорее придерживается рационального подхода к познанию мира, но и не отрицает необходимости чувственного познания, ведь оно нужно для того, чтобы «быть» (ведь мы ежедневно получаем огромное количество информации с помощью органов чувств, это заложено в нас природой) и является первоисточником основных знаний о мире, фундаментом для дальнейших мыслительных операций — рационального познания, что в свою очередь позволяет полноценно «жить». Разделить чувственное и рациональное невозможно, так как второе опирается на первое. Я полностью согласна с автором цитаты и далее постараюсь аргументировать его точку зрения.

Познание — это активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, т.е. обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний. Познание, как уже было сказано выше, имеет два уровня: чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание осуществляется органами чувств: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом. Формами чувственного познания являются ощущение (выражение отдельного свойства предмета через непосредственный контакт), восприятие (чувственный образ предмета, выражающийся в его нескольких свойствах, также следующих из непосредственного контакта) и представление (чувственный образ предмета в памяти человека). Итогом чувственного познания является субъективный образ, внешние наглядные свойства предмета познания. Точка зрения, согласно которой познание мира осуществляется только при помощи органов чувств, называется эмпиризмом, а её сторонники — эмпириками.

Рациональное же познание осуществляется через мышление (сравнение, уподобление, обобщение, абстрагирование). Формы рационального познания — это понятие (совокупность признаков, следующие из перечисленных мыслительных операций), суждение (совокупность понятий) и умозаключение (вывод, выделение главного из нескольких суждений). Рациональное познание присуще только человеку. Его результатом являются объективные знания, сущностные характеристики предмета познания. Познание мира при помощи разума, логики называется рационализмом, его последователи – рационалистами.

Важно отметить, что рассмотренные формы познания составляют единый процесс получения и развития знаний, являются его двумя последовательными ступенями, поэтому неразрывно связаны. Результат познания — знания — складывается из единства чувственного и рационального познания окружающего мира. Проиллюстрирую это явление на двух примерах.

Например, герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров, неоднократно доказывает связь рационального и чувственного познания, проводя биологические эксперименты. Он ежедневно совершает вылазки на природу с целью наблюдения (зрение, обоняние и т. д.) явлений окружающего мира, сбора образцов флоры и фауны для их дальнейшего изучения (анализа) с помощью уже специальных приборов (микроскоп), с использованием научной литературы. Это значит, что он опирается и на органы чувств, и на мыслительные операции. Тот же принцип работает при лечении больных, например, маленького Мити: сначала он осматривает ребенка, а затем делает умозаключение — ставит диагноз и назначает лечение.

Так же о прочной связи чувственного и рационального восприятия свидетельствует деятельность учёных-первооткрывателей прошлого. Вспомним Леонардо да Винчи. Многие его исследования опирались на чувственное восприятие действительности. Например, заметив, что в зависимости от освещения и удаленности от человека одни и те же предметы

выглядят по-разному (субъективная характеристика), учёный начал изучать это явление с точки зрения

физики, математики, строения человеческого глаза (объективные факты). В итоге да Винчи разработал теорию перспективы, которая в дальнейшем стала основой академического рисунка и живописи.

Таким образом, У. Шекспир был прав, говоря о том, что знание является единством чувственного и рационального познания.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.