Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Антигитлеровская коалиция, несмотря на присущие ей противоречия, явилась военно-политическим блоком, который, в противовес фашисткому блоку, достиг высокой степени объединения усилий» (О. А. Ржевский) (ЕГЭ по истории)

Начало становления антигитлеровской коалиции, вслед за «Системной историей международных отношений» под редакцией А. Д. Богатурова, я бы отнёс к началу Великой Отечественной войны. Несомненно, и до этого момента мы видим взаимодействие между Великобританией, уже вступившей в войну, и США, ещё сохраняющим нейтралитет, например, в англо-американском договоре «эсминцы в обмен на базы» 1940 г. и в принятии США программы ленд-лиза в 1941 г., призванной, прежде всего, помочь Великобритании в её борьбе против Германии.

Но, во-первых, это взаимодействие ещё не означало создание военно-политического блока (как уже было сказано выше, США в войну на тот момент ещё не вступили), во-вторых, без СССР, который до лета 1941 г. фактически выступал «невоюющим союзником Германии» (если следовать духу германо-советского договора о дружбе и границе от 28 сентября 1939 г.), коалиция была бы неполной и намного менее эффективной (хотя бы в силу того, что США  и Великобритания, имевшие самые мощные флоты в мире, не смогли бы вести боевые действия в Европе в силу слабости и малочисленности их сухопутных войск). Поэтому неслучайно днём начала формирования антигитлеровской коалиции можно назвать 22 июня 1941 г. — день нападения Германии на Советский Союз, день, когда премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, известный своими антикоммунистическими взглядами, обратился с речью к британским гражданам с призывом оказать «России и русскому народу всю помощь, какую только сможем».

Большинство исследователей выделяет два этапа в становлении антигитлеровской коалиции: начальный (июнь 1941-1941) и период согласованного урегулирования международных вопросов (1943-1945). Ключевыми событиями первого этапа являлись: подписание в августе 1941 г. Великобританией и США Атлантической хартии об общих принципах и целях союзников в войне (отсутствие территориальных претензий со стороны указанных двух держав, право народов на самоопределение, глобальное экономическое сотрудничество и т.д.), Советский Союз присоединился к хартии спустя месяц; Московская конференция (конец сентября – середина октября 1941 года), распространившая на СССР программу ленд-лиза; подписание 1 января 1942г. Декларации Объединенных Наций, в которой провозглашалась готовность стран, подписавших её, вести войну с Германией, Италией, Японией  их союзниками до победного конца не заключать с ними сепаратного мира; наконец, подписание в 1942г. англо-советского договора о взаимопомощи сроков на 20 лет и американо-советского соглашения «О принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии».

Для второго этапа (1943-1945) наиболее характерно будет проведение встреч «Большой тройки»:

И. В. Сталина, У. Черчилля (которого в июле 1945 г. на посту премьер-министра Великобритании сменит К. Эттли) и Ф. Д. Рузвельта (после смерти в апреле 1945 г. новым президентом США станет Г. Трумэн), для решения наиболее важных вопросов ведения войны и послевоенного устройства мира. Помимо этого, важными событиями станут конференция в Касабланке в январе 1943 г., на которой Рузвельт и Черчилль примут решение (позже одобренное Сталиным) о том, что главным условием подписания перемирий со странами — участницами Оси должна являться их безоговорочная капитуляция, открытие Второго фронта в Нормандии (операция «Оверлорд», 6 июня 1945 г.), наконец, создание Организации Объединённых наций (конференция в Сан-Франциско, апрель-июнь 1945 г.) и вступление СССР в войну с Японией 9 августа 1945 г., что, как отмечал У. Черчилль в августе 1945 г., сократило сроки войны с Японией почти на два года. Способность лидеров трёх стран находить компромиссы и ставить общие интересы выше национальных, несомненно, способствовала победе над Осью. Однако означало ли это, что среди стран-участниц антигитлеровской коалиции не было противоречий? Отнюдь. И я предлагаю разобрать их подробнее.

Одним из главных противоречий между державами – лидерами антигитлеровской коалиции являлась проблема открытия Второго фронта против Германии. Однако общим местом в историографии является проблема открытия второго фронта в Европе: несмотря на то, что просьбы об его открытии и об отвлечении немецких сил с Восточного фронта раздавались со стороны СССР уже с июля 1941 г., вопрос о сроках высадки англо-американских войск во Франции был решён только на Тегеранской конференции 1943 г. Историки по-разному объясняли подобную задержку западных стран, причём многие отталкивались от изданной в 1948 г. брошюры И. Сталина «Фальсификаторы истории», в которой западные союзники обвинялись не только в нарушении взятых на себя обязательств, но и в преднамеренном стремлении максимально ослабить Советский союз в борьбе с Германией один на один, чтобы затем присвоить себе плоды победы. В. Г. Трухановский в работе «Внешняя политика Англии в период второй мировой войны (1939 - 1945 гг.)» называл главной виновницей оттягивания сроков высадки войск союзников во Франции Великобританию, Н. Н. Иноземцева («Внешняя политика США в эпоху империализма») — американское руководство. В обоих трудах главной причиной нежелания западных стран открыть второй фронт объявлялся расчёт на всемерное затягивание борьбы на советско-германском фронте. Более прогрессивный взгляд продемонстрировал В. М. Кулиш в монографии «История второго фронта», доказавший, что помимо политических причин немалую роль играли также экономические, технические, внутриполитические и даже морально-психологические факторы, не позволявшие США и Великобритании открыть Второй Фронт в Европе в 1942 - 1943 годах. Немало вопросов вызвало и место открытия Второго фронта: «балканский вариант», предлагаемый Черчиллем на Тегеранской конференции, А. М. Некрич (статья «Балканский вариант») оценил как преднамеренный план по срыву десанта во Франции и ослаблению Советского Союза.

Помимо противоречий, касающихся сроков и места открытия Второго фронта, немалое значение имели и проблемы признания западных границ СССР, изменённых в 1939-1940 годах в результате Зимней войны с Финляндией, присоединения прибалтийских республик, Бессарабии и Северной Буковины. Атлантическая хартия не признавала территориальных изменений, произведённых в результате агрессии, что могло быть использовано как против Германии или Японии, так и против Советского Союза. Лишь на Тегеранской конференции США и Великобритания окончательно признали западные границы СССР по состоянию на 22 июня 1941 года, но в течение двух предыдущих лет это было предметом постоянного торга. Немало проблем вызывали и вопросы послевоенного мирового устройства, причём здесь противоречия существовали как между западными странами и СССР, так и между США и Великобританией. Проблема признания советского влияния в странах Восточной Европы (прежде всего в Польше) долго оставалась предметом дискуссией между Черчиллем и Сталиным, и апофеозом здесь стало «процентное соглашение» в октябре 1944 года, расписывавшее доли влияния СССР и Британии в различных странах Восточной Европы. В англо-американских отношениях главной проблемой стал вопрос о колониях: Рузвельт, являясь ярым сторонником деколонизации, выступал за освобождение колоний после окончания войны, на что Черчилль отвечал в свойственном ему духе, что он стал премьер-министром Его Величества не для того, чтобы председательствовать при ликвидации Британской империи.

На самом деле, как можно видеть, указанные противоречия (а помимо них были и иные, например, вопрос о праве вето постоянных членов Совета Безопасности будущей Организации Объединённых Наций по вопросам функционирования Бреттон-Вдуской финансовой системы) касались прежде всего послевоенного устройства мира и отношений великих держав, если говорить о трёх лидерах антигитлеровской коалиции, или сверхдержав, если говорить об СССР и США, после победы над Германией и Японией. Но эти противоречия не затрагивали вопросов главенства в коалиции, они не препятствовали поставкам необходимых СССР товаров из Британии и США (поставки по ленд-лизу будут прекращены по приказу Г. Трумэна лишь в мае 1945 года, и здесь следует говорить уже не о проблемах взаимодействия антигитлеровской коалиции, а о переходе от коалиционного взаимодействия к противостоянию сверхдержав), наконец, они не перекрывали главной цели, стоящей перед коалицией — разгрома стран Оси, в первую очередь Германии. Умение лидеров СССР, США и Британии искать компромиссы и идти на уступки способствовало преодолению разобщённости и враждебной настроенности, характерной для 1930-х годов, и способствовало укреплению антигитлеровской коалиции.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.