|
Поиск по сайту17. Тема обучения и воспитания в комедии «Недоросль» (ЕГЭ по литературе)В небезызвестной комедии «Недоросль» Фонвизин затрагивает две взаимно важные темы: обучение и воспитание. Автор принадлежал к части дворянства выступающей за отмену крепостного права и в своей пьесе он показал ту самую нелицеприятную часть российской аристократии, которая является одной из причин необходимости отмены крепостного права. В пьесе Простокова — хозяйка дома, является очагом злонравия всего поместья. Как раз она и есть пример поведения для недоросли Митрофана — будущего представителя дворянства, опоры царя и царской семьи. Но представления о жизненных ценностях у Простаковой примитивно просты: деньги, власть и статус — добродетели, а сострадание, саморазвитие и взаимоуважение — зло. Под таким примером матери растет Митрофан. Госпожа Простаков не боится показывать сыну свою жестокость в отношении крестьян, так она сразу разделяет для него людей на высших и низших, портного Тришку она называет «скот» и «воровская харя», а бедная престарелая нянька Еримиловна получает от нее «по пяти пощечин на день», неудивительно, что Митрофану с детства не привито уважение к старшим. Но даже при таком чудовищном отношении к людям сама дворянка не во многом превосходит их по знаниям. Вся семья Простаковой неграмотна, даже чтобы прочитать письмо Стародума они обращаются к Софье. На фоне презрительного отношения ко всем, кажется, что Митрофан единственный в ком Простакова души не чает и старается дать ему лишь самое лучшее: развивает и обучает всем наукам. Но давайте посмотрим, как происходит это обучение. В учителя сыну она наняла бывшего кучера, немца Вральмана, едва способного связать по-русски несколько фраз, а на задачу по арифметики Цыфиркина и вовсе заявляет: «Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтём и без Пафну¬тьича хоро¬шо¬хонько». Кто же может вырасти достойным человеком в таком окружении? Страшно для Фонвизина то, что Митрофан бог быть не единственным представителем такого воспитания. Были и другие молодые люди находящиеся в возрасте «недоросли», которые воспитывались, как безнравственные, глупые персоны. И с таким воспитанием они должны были вырасти и стать настоящими представителями дворянства — привилегированного класса, лучшими из людей по знаниям, умениям и моральным ценностям. Если все дворянство будет такими же, как Митрофан, то нельзя ожидать для страны ничего хорошего. Аристократия — главная опора царя, погрузится в свой невежественный, низший мир, пренебрегая жизнями крепостных и вскоре они прекратят ставить себе в пример даже батюшку-царя, так же как и сам Митрофан в конце пьесы нагрубил матери от которой и получил такой пример поведения. «Вот злонравия достойные плоды» — очень точно выразился об этой ситуации Стародум. Обновлено: Опубликовал(а): Вольгман Внимание! Спасибо за внимание.
|
|