Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Мораль Родиона Раскольникова и её последствия в романе «Преступление и наказание» (Достоевский Ф. М.)

Обрести Христа — значит

обрести собственную душу.

Ф. М. Достоевский

Начиная размышлять по предложенной теме, я задумалась - в чем же актуальность романа «Преступление и наказание» в наше время? Разве мало сегодня тех, кому нет никакого дела до других, кто пытается самоутвердиться за их счёт, любыми путями, в том числе и противозаконными? И, увы, подумала, что их количество все возрастает. А это, на мой взгляд, — путь в никуда, или даже к беде. Самолюбие, высокомерие, причем ничем не подкрепленные, — настоящий бич нашего времени. Как сложно человеку преодолеть гордыню или покаяться в содеянном — об этом и пишет Достоевский, проводя своего героя Раскольникова через душевные муки.

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» посвящен анализу нравственной природы преступления и того наказания, которое за ним последует.

Приводя своего героя к убийству, автор стремился понять и показать причины того, как в сознании (душе) таких людей, как Родион, могла возникнуть эта бесчеловечная, жестокая, страшная идея. Конечно, в критической литературе чаще всего дается ответ, что Раскольникова «заела среда» — это и печальный Петербург, и «жёлтая» мизерная комнатка, и отсутствие постоянного заработка. Но «заела» среда и Сонечку Мармеладову, и Катерину Ивановну, и многих других — «униженных и оскорбленных». Почему же они не становятся убийцами?

Причина в том, что истоки страшных действий Раскольникова находятся гораздо глубже. На его мировоззрение большое влияние оказывает расхожая в XIX веке идея существования «сверхлюдей». По данной теории, таким людям дозволено больше, чем человеку обыкновенному — «дрожащей твари». Об этом и размышляет Родион. Разделение людей на виноватых в бедах и страданиях и самих страдающих проводится человеко-богом» без осмысления христианского права на спасение каждого грешника. И он вершит свой суд.

Важно отметить, что даже сама фамилия Раскольникова говорит о расколе — расколе внутреннем в главную очередь. Герою романа присущи и положительные черты характера: добрые и чистые порывы. Но Родион возомнил себя «сильным мира сего, а переступить не смог», и душевного раскаяния в содеянном преступлении изначально не испытывал.

Прошел ли Раскольников путь очищения? Важно вспомнить героиню романа — Сонечку Мармеладову. Так как именно перед этой девушкой Родион с самого начала хотел признаться в тяжком содеянном, в убийстве. По его мнению, это единственная душа, которая может и имеет право его понять и оправдать.

Неожиданно реакция Сони его обезоруживает: «Да ведь я Божьего промысла знать не могу... И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?». И у героев вдруг роли меняются. Раскольников сначала хотел Соню сделать своей единомышленницей и добиться от неё духовного подчинения. Но затем Раскольников понимает, что он не выдерживает тяжести смертного греха и понимает, что в ней, в Соне его судьба.

Таким образом, Родион Раскольников должен был пройти непосредственно через мучения несовершенного мира, через искушение, дойти до последней черты падения и выйти с другой стороны — к другой морали, высшей, выйти к Верховному суду, где не будет проклятых — а помилование за раскаяние. Истинное.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.