Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Благородство и низость как нравственные полюсы в комедии Фонвизина «Недоросль (ЕГЭ по литературе)

Комедия Фонвизина «Недоросль» — драматическое произведение, написанное в соответствии с законами классицизма. Так, важнейшим аспектом данного направления является строгое деление героев на положительных и отрицательных. Поэтому в произведении Фонвизина прослеживаются два нравственных полюса — это благородные поступки в лице Правдина, Софьи, Милона и негативные действия, показывающие низость и отсутствие моральных ценностей. Отрицательными персонажами являются Простакова, Митрофан, Скотинин. Кроме того, в комедии присутствует герой-резонёр Стародум, который выражает авторскую позицию и идею произведения- нравственное воспитание дворянства.

Отсутствие духовных ценностей, моральное падение и невежество как нравственный полюс показаны в образах Госпожи Простаковой, её брата Скотинина, который «отроду и ничего не читывал» и её сына Митрофана.

Автор раскрывает жизненную философию хозяйки дома, которая не видит в учении ничего достойного и полезного («Без наук люди живут и жили»). Таким же вырастает и Митрофан. Автор вводит реплику главного героя: «Не хочу учиться — хочу жениться», чтобы отразить, во-первых, значение воспитания родителями будущего поколения, и во-вторых, невежество главного героя. Не напрасно впоследствии слово «недоросль» (молодой дворянин, не поступивший на государственную службу) стало нарицательным и приобрело иное толкование — ленивый, невежественный юноша. А раскрывая образ Скотинина, классицист Фонвизин развивает тему низости дворянства. Вводя в комедию эпизод о том, что герой хочет жениться на Софье, потому что в «деревеньках» её дяди водится «много свиней», автор отмечает невежество и нравственный упадок героя («люблю свиней, сестрица») и акцентирует внимание на том, что дворянство стремится во всем найти выгоду. Так, второстепенный персонаж комедии крепостная Еремеевна сорок лет преданно служит Простаковой, но в награду получает «по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день». В диалоге госпожа Простакова признаётся: всё, что было у крестьян, они уже «содрали». Данная речевая характеристика героини (просторечия) также помогает писателю наиболее полно отразить низость как нравственный полюс и раскрыть идею произведения: бесчеловечность и духовное падение представителей старого дворянства.

Используя прием контраста, автор противопоставляет низость и невежество благородству и высоким моральным ценностям, которые показаны в образах Софьи (родственницы Простаковой), возлюбленного девушки Милона и гуманного чиновника Правдина. Честная и «чистая» Софья готова терпеть обиды, грубость со стороны хозяев усадьбы. Акцентируя внимание на том, что девушка живет в семье Простаковой «против воли», автор показывает смирение героини. Кроме того, противопоставляя Софью остальным членам семьи, Фонвизин вводит художественную деталь: девушка читает книгу Фенелоны «о воспитании девиц», что показывает ее ум, образованность. Кроме того, передается это и в речевой характеристике героини: Софья не только разговаривает грамотно, но и словами передает уважение, например, к Стародуму: «Истинное мое счастье то, что ты у меня есть…»Девушка, в отличие от Скотинина, способна на настоящие, искренние чувства: она влюблена в офицера Милона, «друга честных людей». Изображая «нравственную победу» молодых людей над представителями старого дворянства, автор раскрывает образ Милона как храброго, добродетельного и смелого молодого человека («вижу и почитаю добродетель…»). А чтобы остановить пагубное воздействие хозяев усадьбы на крепостных, автор вводит в систему образов героя Правдина — честного, гуманного чиновника, о чем свидетельствует его говорящая фамилия. Он называет госпожу Простакову «презрелой фурией», и в финале произведения наказывает семью (лишает права управлять имением, а Митрофана отправляет на службу), тем самым совершая справедливый поступок. То есть Софья, Милон и Правдин — это представители нового дворянства, которые провозглашают идеи Просвещения и добродетели и олицетворяют такой нравственный полюс, как благородство.

Значительную роль в раскрытии проблемы и идеи произведения играет герой–резонёр, персонаж, который выражает авторскую позицию. Таким героем в комедии Фонвизина «Недоросль» является Стародум — дядюшка Софьи. Не напрасно его реплики превратились в афоризмы, ведь в рассуждениях Стародум затрагивает важнейшие проблемы нравственного воспитания и Просвещения, а также духовные ценности дворянства и бесчеловечное отношение к крепостным. Он считает, что «невежда без души — зверь». Это высказывание показывает, что человек не может жить без знаний, он обязан учиться на протяжении всей жизни, из чего можно сделать вывод, что Простакову и Скотинина трудно назвать людьми (Именно поэтому Фонвизин, раскрывая образ брата госпожи Простаковой, использует говорящую фамилию — Скотинин). Кроме того, Стародум называет дворян «толпами скаредных льстецов», что отражает невежество и бесчеловечность представителей данного сословия. В репликах героя-резонёра также отражается отношение помещиков к крепостным: Стародум утверждает, что бесчеловечно «угнетать себе подобных беззаконно». Персонаж стремится донести до Софьи важнейшие моральные ценности: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время». Стародум будто связывает два нравственных полюса комедии, благородство и низость, пресекая бесчеловечность и невежество и одновременно стараясь открыть будущему поколению сущность истинных духовных ценностей. Чтобы композиция была целостной, Фонвизин в финале произведения вводит реплику Стародума: «Вот злонравия достойные плоды», тем самым до конца раскрывая проблему и идею комедии о бесчеловечности и невежестве представителей старого дворянства

Таким образом, в произведении Фонвизина «Недоросль» есть два нравственных полюса: благородство и низость. Эти аспекты автор противопоставляет друг другу, на контрасте показывая, с одной стороны, честность и образованность, а с другой стороны, бесчеловечность и невежество. А чтобы наиболее полно раскрыть авторскую позицию, Фонвизин вводит героя–резонёра Стародума.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.