Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Народы Кавказа в романе «Герой нашего времени» (Лермонтов М. Ю.)


В романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов вплетает в историю судьбы Печорина описание жизни и уклада горцев. Характеры типичных представителей кавказских племён, их нравы, обычаи, традиции — всё это также составляет богатство произведения.

В основном подобные упоминания встречаются в «Бэле». Максим Максимыч — человек, проживший большую часть жизни на Кавказе, как никто другой понимает здешние привычки и устои.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

И он о них совсем не лестного мнения: «Ужасные бестии эти азиаты!» — причитает штабс-капитан при первом же появлении на страницах романа. Впервые читатели видят осетин, которые помогают тащить тележки путникам. «Плуты» и «мошенники» любят «драть деньги с проезжающих». Конечно, бедным племенам не хватает средств на существование; большинство живут в крайней нищете и бедности, а, между тем, жизнь в горах отличается суровой природой и климатом, таит в себе много опасностей и трудностей. Но у осетин эта страсть к деньгам переходит границы, к тому же деньги они прямо требуют «на водку» — только эту фразу они и выучили по-русски, что изобличает в них и другую черту: склонность к пьянству. Но от строго оклика Максима Максимыча они вмиг разбегаются, поняв, что здесь им не дождаться дополнительной платы и испугавшись немилости военного.

Позже герои останавливаются ночевать в сакле. Этот эпизод даёт нам возможность познакомиться с бытом осетин. «Скользкие, мокрые ступени», хлев, заменяющий лакейскую, «тусклый свет», «огонёк, разложенный на земле», люди в лохмотьях — вот, что мы видим внутри и снаружи бедного жилища. Рассказчику даже становится жалко его обитателей. Но Максим Максимыч, давно знающий эти племена, называет их «преглупым народом». «<…> Ничего не умеют, не способны ни к какому образованию! Уж по крайней мере наши кабардинцы или чеченцы хотя разбойники, голыши, зато отчаянные башки, а у этих и к оружию никакой охоты нет: порядочного кинжала ни на одном не увидишь. Уж подлинно осетины!» — подмечает штабс-капитан. Грязные дикари даже на вошедших путников смотрят «в остолбенении», что подчёркивает их невежество и малообразованность. Также Максим Максимыч приводит и черты других народов Кавказа: кабардинцы и чеченцы у него ассоциируются с разбойничеством и страстью к оружию.

История, рассказанная штабс-капитаном, очень хорошо раскрывает качества типичных представителей черкесов: Азамат, Казбич, Бэла — во всех них присутствуют черты, обозначающие их принадлежность к своему народу и объединяющие их с ним. Азамат – «головорез, проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всем скаку, из ружья ли стрелять. Одно было в нем нехорошо: ужасно падок был на деньги». Мальчишка крайне вспыльчив и в любой ссоре хватается за кинжал, а мечта его — иметь хорошую лошадь. Ради неё он даже готов отдать собственную сестру — на Кавказе отношение к женщинам сродни отношению к хорошей вещи, из которой можно извлечь выгоду и которая создана для того, чтоб доставлять удовольствие мужчинам или приносить иную выгоду. Даже про отца Бэлы Печорин говорит: «он её зарежет или продаст». Только Казбич затронул гордость приставшего к нему мальчишки, тот сразу бросился на обидчика с кинжалом. Вообще почти все торжества заканчивались для горцев рубкой – такие эти народы вспыльчивые и воинственные. Они используют любую возможность обнажить свои сабли. Ведь, как писал М. Ю. Лермонтов, «война их стихия». «Видал я-с иных в деле, например: ведь весь исколот, как решето, штыками, а все махает шашкой» — вторит ему Максим Максимыч.

Максим Максимыч рассказывает и о том, как у горцев принято праздновать свадьбу. На торжество зовут «всех встречных и поперечных», кунаки никак не могут отказаться от приглашения. Мулла читает Коран, дарят молодых, едят, пьют бузу, начинается джигитовка, а после – что-то вроде бала. «Бедный старичишка бренчит на трехструнной... забыл, как по-ихнему ну, да вроде нашей балалайки. <…> Вот выходит одна девка и один мужчина на середину и начинают говорить друг другу стихи нараспев, что попало, а остальные подхватывают хором». На таком пиршестве и оказались герои, здесь и произошла первая встреча Печорина и читателей с прекрасной Бэлой.

Позже мы довольно хорошо знакомимся с характером девушки. Молодая черкешенка отличается скромностью, послушанием, верностью обычаям. Азиаток воспитывают в строгости, учат разным искусствам – Бэла вышивает золотом, танцует и поёт. Она не соглашается на уговаривания Печорина, потому что девы и жёны кавказских племён хранят верность устоям, порядочность для них — одно из самых главных качеств. Максим Максимыч говорит о черкешенках: «это совсем не то, что грузинки или закавказские татарки, совсем не то. У них свои правила: они иначе воспитаны». И Бэла действительно не поддаётся своему чувству к главному герою благодаря «батарее» шелков и нарядов. Есть в ней, как в любом представители горного племени, «разбойничья кровь». Она вспыхивает, завидев Казбича верхом на отцовской лошади, в ней говорит ярость, желание отомстить обидчику за честь родного человека и всей семьи: все знают об обычае кровной мести, распространённой некогда на Кавказе.

Казбич был «не то, чтоб мирной, не то, чтоб немирной». «<…> Рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий... А уж ловок-то, ловок-то был, как бес!» – описывает героя Максим Максимыч. Джигит имел худую славу, но никогда не попадался. Его лошадь славилась во всей Кабарде, оружие было непременно в серебре, а одежда была изорвана. Его ценности схожи с ценностями Азамата и всех остальных горцев: хорошее оружие да лихой конь – что ещё нужно для свободной разбойничьей жизни. Философия населявших Кавказ народов точно отражена в песне, которую Казбич пел Азамату в ответ на его мольбы продать ему лошадь. Конь для них – верный товарищ, не имеющий цены. Как в горах без хорошей лошади? Здесь так много опасностей – и именно хороший конь поможет наезднику скрыться от них. Да и горные дороги одолеет не всякий. Потеряв коня, Казбич в ярости разбил ружьё о землю, упал ничком на землю и пролежал так весь день. Это было настоящее горе – он лишился почти единственного, что имел, Азамат отнял у него друга, с которым тот столько пережил в своей непростой судьбе. После этого целью джигита стала месть. Для здешних народов убийство старого князя за кражу коня — это дело чести, долг любого уважающего себя горца.

Природа Кавказа, как и люди, на которых она наложила свой отпечаток, непредсказуема, изменчива, опасна. «Уж эта мне Азия! что люди, что речки — никак нельзя положиться!» — сетует штабс-капитан. На протяжении всего произведения говорит он и разбойничьих чертах народов гор: «да эти черкесы известный воровской народ: что плохо лежит, не могут не стянуть; другое и не нужно, а все украдет... уж в этом прошу их извинить!». Всё это мы хорошо видим на примере поступков и слов Казбича и Азамата. Даже Бэла меняется в лице, увидев убийцу своего отца верхом на отцовской лошади.

В «Княжне Мери» автор также возвращается к теме черкесов. Печорин в дневниковых записках даёт описание традиционной одежды горцев, говоря, что в ней он очень похож на кабардинца: «оружие ценное в простой отделке, мех на шапке не слишком длинный, не слишком короткий; ноговицы и черевики пригнаны со всевозможной точностью; бешмет белый, черкеска темно-бурая». В обществе до сих пор сохраняется мнение о крайней враждебности черкесов, которые нападают на людей среди бела дня. Поднявшуюся ночью суматоху по случаю предполагаемой кражи легко списывают на счёт этих племён. И в условиях дуэли звучит фраза: «Убитого — на счет черкесов».

Роман даёт представление о населявших Кавказ того времени племенах, об их обычаях и быте, характерах и судьбах. У племён азиатов есть свои особенности — татары «непьющие», осетины «преглупые» и не имеют страсти к войне, чеченцы — «разбойники, голыши, отчаянные башки». Особенно много говорится о черкесах. Это стойкие, закалённые окружающими опасностями люди, которые более всего на свете почитают лошадей, оружие и собственную честь, оскорбление которой непременно смывается кровью. В любую минуту они готовы схватится за шашку, не разбираясь особо в ситуации. Женщины на Кавказе не ценятся, их воспитывают в смирении и послушании мужчинам, но и в них есть какое-то лихое начало. Все здешние народы объединяет то, что они являются дикарями, для них чуждо образование. Большая часть их живёт бедно, а судьбы удивительных людей из горного племени нередко складываются несчастным образом.



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id94108




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 21:57:38
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение