—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение




ѕќ»— :

” нас более 100 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!

 ритика рассказов „ехова. „асть 1. („ехов ј. ѕ.)

|| ƒалее

—ейчас, когда „ехов Ч классик, когда вли€ние его прозы на мировую литературу все растет, а его драматурги€ признана одним из основных истоков современного театра, нам трудно вообразить, что когда-то было иначе, что пьесы его проваливались, а о рассказах спорили, можно ли их причислить к насто€щей литературе. Ќо попытаемс€ пон€ть современников „ехова. —егодн€, чита€ его книги, мы противовольно обременены многообразными отражени€ми опыта „ехова в последующей прозе, и нам трудно представить степень его подлинной новизны, представшей когда-то с обнаженностью впервые €вленного. Ќо быть может, сравнив „ехова с его великими современниками, вчитавшись в отзывы критиков, державших в руках свежие книжки журнала с Ђѕалатой є 6ї и номера газеты с продолжени€ми Ђƒуэлиї, мы €снее поймем „ехова-новатора, „ехова-мастера.

¬ первых рассказах этой книги Ч Ђќгниї и Ђ»мениныї перед нами јнтон „ехов 1888 года Ч двадцативосьмилетний писатель, написавший уже несколько книг прозы, том пьес и увесистую книжку фельетонов, рецензий- и статей.

¬ течение восьми лет в юмористических журналах, в газетах он помещал рассказы, юморески, сочин€л анекдоты, афоризмы, составл€л шуточные объ€влени€, календари, юмористические словари, Ђправилаї, вопросы и ответы, делал подписи под рисунками. Ђѕисал все, Ч шутил потом сам „ехов, Ч кроме стихов и доносовї. ≈ще в прошлом, 1887 году он поместил несколько дес€тков рассказов в юмориста, ческих журналах Ђќсколкиї и ЂЅудильникї, Ђѕетербургской газетеї, а в феврале следующего года он пишет брату јлександру ѕавловичу: Ђ≈два ли уж € вернусь в газеты! ѕрощай, прошлое! Ѕуду изредка пописывать —уворину, а остальных, веро€тно, похерюї. –абота в Ђмалой прессеї окончилась.

Ќесмотр€ на каторгу Ђписани€ к срокуї, на требовани€ редакторов писать непременно смешно, этот опыт дал „ехову очень много. ёмористические журналы в некоторых Ђсвоихї жанрах вроде комических объ€влений, календарей, афоризмов ставили автора в достаточно жесткие рамки. Ќо в жанре рассказа они предоставл€ли свободу формы, ограничива€ только объем. ¬о всем же остальном Ч фабуле, приемах композиции, стил€ Ч была не св€занность никакими литературными канонами. „ехов почувствовал это, очень рано. Ѕеспрестанно обращалс€ он к новым повествовательным маскам, ситуаци€м из все новых и новых сфер жизни. „ита€ рассказы „ехова первых п€ти лет творчества, можно убедитьс€, что трудно назвать тот социальный слой, профессию, род зан€тий, которые не были бы представлены среди его героев.  ресть€не и помещики, приказчики и купцы, псаломщики и св€щенники, полицейские надзиратели и брод€ги, следователи и воры, гимназисты и учител€, фельдшера и врачи, чиновники Ч от титул€рного до тайного, солдаты и генералы, кокотки и кн€гини, репортеры и писатели, дирижеры и певцы, актеры, суфлеры, антрепренеры, художники, кассиры, банкиры, адвокаты, охотники, кабатчики, дворники... –ождалс€ писатель универсального социального и стилистического диапазона.

¬ читательском сознании сосуществуют два „ехова: автор Ђ“олстого и тонкогої, Ђ’амелеонаї, ЂЋошадиной фамилииї, Ђ∆алобной книгиї Ч и писатель, создавший Ђƒуэльї, Ђѕалату є 6ї, Ђƒаму с собачкойї.  ажетс€: что общего между этими авторами? “ак думали уже современники. Ђ“рудно найти какую-нибудь св€зь, Ч писал в 1897 году Ќ.  . ћихайловский, Ч между Ђћужикамиї и Ђ»вановымї; Ђ—тепьюї, Ђѕалатой є 6ї, Ђ„ерным монахомї, водевил€ми вроде Ђћедвед€ї, многочисленными мелкими рассказамиї.

ћеж тем св€зь эта тесна; роль Ђюмористическогої прошлого в формировании новаторского художественного мышлени€ „ехова значительна. ¬ ранних его вещах Ч как бы первые наброски, силуэты будущих, навсегда вошедших в литературу героев „ехова: Ѕугров (Ђ∆ивой товарї, 1882)Ч Ћопахин (Ђ¬ишневый садї, 1903), “опорков (Ђ÷веты запоздалыеї, 1882) Ч »оныч (Ђ»онычї, 1898), токарь ѕетров (Ђ√ореї, 1885)Чгробовщик яков (Ђ—крипка –отшильдаї, 1894).

ћногие художественные принципы, выработанные в первое п€тилетие работы, навсегда останутс€ в его прозе. Ќикаких предварительных подробных описаний обстановки, экскурсов в прошлое героев и прочих подступов к действию Ч оно начинаетс€ сразу. –азговор героев Ђнадо передавать с середины, дабы читатель думал, что они уже давно разговариваютї („ехов Ч Ћ. ј. јвиловой, 21 феврал€ 1892 г.). ќтсутствие развернутых авторских рассуждений или их сугуба€ сжатость там, где они есть. » в ранних же опытах Ч истоки знаменитых чеховских пейзажей.

ћожно говорить и о Ђюмористическомї происхождении многих известных особенностей чеховской драматургии Ч таких, как не св€занные с действием или бессмысленные реплика персонажей, непонимание ими друг друга и т. п.

¬ основе сюжета юмористического рассказа лежит прел де всего нека€ очень определенна€ бытова€ ситуаци€. √ерой попадает не по адресу, геро€ принимают за другого, простое, обыденное действие приводит к неожиданным результатам Ч все это коллизии, построенные на повседневных бытовых отношени€х. ¬ин и без них не может существовать юмористический рассказ. ќн может обладать глубоким содержанием Ч но оно надстраиваетс€ над этой предельно конкретной ситуацией. Ќе отсюда ли идет у „ехова его . пристальное внимание к конкретным детал€м, ко всему тому вещному антуражу, который окружает человека в самые разные моменты его жизни?

ѕервым опытом большой формы была повесть Ђ—тепьї, необычна€ дл€ „ехова и по размеру и по стилю Ч с ее обширными описани€ми и авторскими лирическими монологами. Ќо она не решила всех вопросов, над которыми напр€женно размышл€л в это врем€ „ехов, Ч проблемы включени€ философского и злободневного общественного материала и проблемы психологизма, изображени€ внутреннего мира геро€.

ƒума€ в восьмидес€тые годы над этими проблемами, никак нельз€ было обойти опыт величайшего современникаЧЋьва “олстого.

“олстой как философ, моралист занимал „ехова и прежде. Ќо “олстой-художник глубоко заинтересовал только теперь. ѕосле Ђќгнейї, рассказа, развенчивающего расхожий банальный пессимизм, где философско-психологическа€ тема решалась путем сталкивани€ разных точек зрени€, €вились Ђ»мениныї Ч cамое Ђюлстовскоеї произведение „ехова. Ёто не Ђвообщеї толстовский рассказ. ≈сть конкретный источник схождений Ч Ђјнна  аренинаї. –оман этот „ехов хорошо знал и высоко ценил; за полгода до начала работы над Ђ»менинамїї он перечитывал его Ч в €лтинском музее хран€тс€ оба тома с чеховскими пометами.

ќсобое внимание именно к Ђјнне  аренинойїЧнеслучайно. ¬ Ђјнне  аренинойї Ч самом Ђобъективномї романе “олстого Ч меньше, чем в других его вещах заметен личный пристрастный авторский тон, которого „еховЧособенно в то врем€Чстремилс€ избегать.

’удожественную близость рассказа к роману “олстого осознавал и сам „ехов. ¬- письме к ј. —. —уворину, где речь идет об Ђ»менинахї, в качестве примера образцового произведени€ нар€ду с Ђ≈вгением ќнегинымї „ехов называет Ђјнну  аренинуї, а в ответ на замечание ј. Ќ. ѕлещеева о сходстве одной детали (затылок мужа) с толстовской (когда јнна вдруг замечает уродливые уши мужа), „ехов признавалс€: Ђя это чувствовал, когда писал, но отказатьс€ от затылка, который € наблюдал, не хватило мужества: жалко былої.

≈два ли не каждому мотиву рассказа „ехова можно отыскать параллель, Ч конечно, в масштабе другого жанра Ч в романе “олстого. ¬ Ђ»менинахї обсуждаютс€ суд прис€жных, женское образование, либеральные учреждени€, ѕетр ƒмитрич служит по выборамЧи сравним с этим Ђлевинскиеї эпизоды Ђјнны  аренинойї, насыщенные обсуждением злободневных общественных проблем. ¬ рассказе возникает тема превосходства усадебной, деревенской жизни' над городской, в эпизоде косьбы мелькнет мотив красоты физического труда Ч один из главных мотивов Ђлевинскойї линии. ¬ Ђјнне  аренинойї несколько раз возникает типично толстовска€ коллизи€ Ч когда герою все люди станов€тс€ отвратительны, гадки, ужасны. Ђ» муж и жена казались отвратительны јнне... ¬се неправда, все ложь, все обман, все зло!..ї јналогичное психологическое состо€ние описано в чеховском рассказе: Ђ¬се это были обыкновенные, недурные люди, каких много, но теперь каждый представл€лс€ ей необыкновенным и дурным. ¬ каждом она видела одну только неправдуї.

“ема разоблачени€ обмана, фальши, окутывающих обществоЧодна из центральных тем “олстого с самого начала его творчества; в Ђјнне  аренинойї она €вл€етс€ не раз. Ќо и весь рассказ „ехова построен на изображении именин как лицемерного действа, когда героин€ все врем€ говорит не то, что думает, и делает не то, что хочет, в каждый момент остро ощуща€ ненужность и лживость ритуала. ѕоступки, речи, вс€ жизнь героев рассказа почти открыто оцениваютс€ как истинные или ложные.

Ќравственные искани€ толстовских героев, направление их мысли, душевные борень€ всегда действенно-результативны, оканчиваютс€ перерождением, болезнью, постижением, кровью, новой жизнью, гибелью. ” „ехова размышлени€, искани€, борьба чувств героев в реально-жизненном плане обычно дл€ них ничем не кончаютс€, все тонет в неостановимом и непрерывном потоке быти€. Ќо в Ђ»менинахї вдруг оказываетс€, что это Ђгибель всерьезї, что здесь пахнет кровью Ч €вл€етс€ толстовска€ напр€женность. «а ложь расплачиваютс€ страшной ценой Ч смертью ребенка.

¬ первоначальном замысле рассказа, насколько можно судить по чеховским письмам, Ђтолстовскогої было еще больше: Ђя охотно, с удовольствием, с чувством и с расстановкой описал бы всего моего геро€ї, Чв этих словах, может быть, единственный раз в эпистол€рии автора афоризма Ђкраткость Ч сестра талантаї прозвучала тоска по полной, исчерпывающей, детальной обрисовке; Ђ...ќписал бы его душу во врем€ родов жены, суд над ним, его пакостное чувство после оправдательного приговора, описал бы, как акушерка и доктора ночью пьют чай...ї »менно это есть и в романе “олстого Ч как доктор пьет кофе, как сидит акушерка.

Ќо и в том, что было воплощено, Ђтолстовскогої оказалось достаточно много. √лавным €вилось изображение внутреннего мира, близкое к толстовскому объ€сн€ющему психологизму: автор беспощадно вскрывает истинные мотивы поступков, высказываний, сама героин€ пристально анализирует собственные чувства и мысли.

–ассказ Ђ»мениныї показал, что молодой „ехов восприн€л основные достижени€ толстовского психологического анализа. Ќо дальше по этой дороге он не пошел. —пособы чеховского изображени€ внутреннего Ч и внешнего Ч мира все больше удал€лись от каких-либо образцов, все меньше походили на предшествующую литературную традицию.

 онец 80-х Ч начало 90-х годов Ч врем€ расцвета таланта „ехова. ѕо€вл€ютс€ новые сборники его рассказов Ч Ђ’мурые людиї, Ђ–ассказыї, Ђ¬ сумеркахї. «а последний сборник молодому писателю в 1888 году присуждена половинна€ ѕушкинска€ преми€. ¬одевили Ђћедведьї и Ђѕредложениеї став€тс€ в профессиональных театрах и на любительской сцене по всей –оссии; в јлександрийском театре идет Ђ»вановї. ¬се это вызывает отклики, споры. Ђћожно смело сказать, Ч писала одна из тогдашних газет об Ђ»вановеї, Ч что ни одна пьеса из современного репертуара не произвела такой сенсации, не возбудила столько толков и пересудов в печати и публике, как это первое драматическое произведение одного из самых талантливейших беллетристов нашего времениї.

ќднако в самый разгар своих беллетристических и театральных успехов „ехов более чем на год уехал на —ахалин. ƒаже родственникам казалось, что Ђсобралс€ он на ƒальний ¬осток как-то вдруг, неожиданної. ѕутешествие было сопр€жено с огромными трудност€ми Ч нужно было проделать путь через всю —ибирь, в том числе четыре тыс€чи верст на лошад€х. Ќа —ахалине „ехов за три мес€ца единолично сделал перепись всего населени€ острова, заполнив более восьми тыс€ч карточек; он беседовал буквально с каждым, в доме или камере тюрьмы. Ќесмотр€ на запрет встречатьс€ с политическими ссыльными, „ехов говорил и с ними. Ёто были в основном народовольцы и члены польской социально-революционной партии (всего около сорока человек). ѕоездка на Ђкаторжный островї оказалась важной дл€ всего последующего творчества „ехова, которое, по его собственному выражению, Ђвсе просахалиненої. Ђ ак ¬ы были не правы, когда советовали мне не ехать на —ахалин Ч писал он —уворину вскоре после возвращени€. Ч ” мен€... чертова пропасть планов.., а какой кисл€тиной был бы € теперь, если бы сидел дома... Ќе то € возмужал от поездки, не то с ума сошел Ч черт мен€ знаетї. ¬печатлени€ от поездки воплотились в рассказах Ђ√усевї (1890), ЂЅабыї (1891), Ђ”бийствої (1894).

Ќо главные результаты поездки Ч не в Ђпр€момї отражении впечатлений и эпизодов путешестви€. ƒело обсто€ло сложнее.

— легкой руки самого „ехова, обмолвившегос€ как-то, что писать он может только Ђпо воспоминани€мї, а также из-за малочисленности документов о творческой истории его вещей прочно утвердилась верси€, будто непосредственные жизненные факты использовались писателем по прошествии значительного времени. Ќа самом деле по гор€чим следам событий „ехов писал гораздо чаще, чем прин€то думать. »з вошедших в этот сборник можно привести в пример рассказ Ђ∆енаї, €вившийс€ откликом писател€ на событи€ голодного 1891 года. ¬с€ общественна€ де€тельность „ехова этого времени была направлена на помощь голодающим Ч он участвовал в сборе пожертвований, покупке скота, выступил в литературном сборнике, доход от которого шел в пользу пострадавших от неурожа€, ездил в голодающие губернии. —опоставление материалов газет того времени, писем, где „ехов обсуждает проблемы, встающие перед обществом во врем€ этого бедстви€, и текста рассказа позвол€ет увидеть, как в этом произведении нашли отражение самые животрепещущие общественные вопросы. јктуальнейшие аспекты жизни деревни раскрывались в Ђћужикахї. ¬рач Ќ. ».  оробов, товарищ „ехова по ћосковскому университету, писал ему в 1897 году: Ђ„ем больше € думаю про Ђћужиковї, тем больше прихожу к убеждению в их значительности и своевременности. ќни вопиют, бьют в набат и должны быть запрещены цензуройї. (÷ензура действительно вмешалась и вырезала из уже отпечатанной книжки журнала с Ђћужикамиї целую страницу).

¬ русской литературе обсуждение главных общественных проблем времени традиционно было уделом произведений большого эпического жанра Ч романа (вспомним Ђќтцов и детейї, Ђ0бломоваї, Ђ¬ойну и мирї). „ехов романа не создал. » вместе с тем Ч он один из самых социальных русских писателей. ¬ таких произведени€х, как Ђћужикиї, Ђƒуэльї, Ђѕалата є 6ї „ехов нарисовал широкие картины самых разных слоев общества, сумел поставить важнейшие общественно-философские вопросы. —ам „ехов считал, что он пишет рассказы. »ногда Чдовольно редко Ч он вдруг обмолвитс€ в письме словам Ђповестьї, Ч например о Ђƒуэлиї, но в другом письме Ђпоправитс€ : Ќаконец кончил свой длинный и утомительный рассказ...ї

–оман был главным прозаическим жанром XIX века. » современники „ехова ждали от него именно романа и уговаривал вз€тьс€ за него. ќдно врем€ сам „ехов тоже считал, что надо писать роман. Ђ’очетс€ писать роман, есть чудесный сюжет...Ч сообщает он ƒ. ¬. √ригоровичу в 1888 году, ---т-е мысли, женщины, мужчины, картины природы, которые скопились у мен€ дл€ романа, останутс€ целы и невредимы. я не растранжирю их на мелочи и обещаю ¬ам этої. –абота над романом была начата и на первых порах значительно продвинулась. ѕравда, это был странный роман. ЂЌазвал € его так: Ђ–ассказы изї жизни моих друзейї, Ч сообщал „ехов через полгода, Ч и пишу его в форме отдельных, законченных рассказов, тесно св€занных между собою общностью интриги, идеи и действующих лиц. ” каждого рассказа особое заглавиеї.

–омана „ехов так и не написал, а готовые его главы мы, очевидно, читаем в полном собрании его сочинений в виде Ђотдельных законченных рассказовї. Ќо в форму небольшого рассказа-повести он смог вместить огромное социальное и психологическое содержание.

— середины 90-х годов едва ли не кажда€ Ђкоротка€ї повесть „ехова вызывала бурный резонанс в печати. ¬округ Ђƒуэлиї, Ђѕалаты є 6ї, Ђ–ассказа неизвестного человекаї, Ђћужиковї сталкивались мнени€, разгорались споры, подобные тем, которые вызывались многопланными романами.

ќбновлено:
ќпубликовал(а):

¬нимание!
≈сли ¬ы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
“ем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читател€м.

—пасибо за внимание.

|| ƒалее
.


–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение














«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение

«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение