Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ повести «Гробовщик» (Пушкин А. С.)

Прежде чем определить художественную специфику предложенного фрагмента, необходимо обратиться к истории создания цикла. «Повести Белкина» были написаны Пушкиным в один из наиболее продуктивных периодов его творчества — в период Болдинской осени. Именно повесть «Гробовщик» была написана им раньше других повестей, также входящих в цикл, однако в окончательном варианте данная повесть следует третьей. Чем же была обусловлена такая перестановка? Если посмотреть на структуру цикла, то можно заметить, что данная повесть находится посередине, между «Метелью» и «Станционным смотрителем» (не учитываем предисловие), то есть занимает центральное место.

На мой взгляд, данное расположение повести неслучайно, вероятно, повесть обладает особым идейным содержанием, определёнными художественными особенностями.

Основная идея повести заключается в том, что духовная смерть куда страшнее физической. Главный герой повести Адриан Прохоров связал свою жизнь с похоронной деятельностью, человеком он был угрюмым и молчаливым, говорил лишь, когда надо было «пожурить своих дочерей» и «запрашивать за свои произведения преувеличенную цену» Данные детали характеризуют его, как человека, зацикленного на материальной сфере жизни. Если клиенты, которых он хоронил, были мертвы физически, то он был мёртв духовно: он мог запросто обмануть людей ради увеличения собственного благосостояния. Для раскрытия идеи повести автор вводит в сюжет столкновение двух миров: живого и мёртвого (сон) и именно в момент слияния данных миров мы понимаем, в чём заключается вина Прохорова. Обратимся к предложенному фрагменту, в котором присутствует несколько немаловажных деталей: когда Адриан видит Юрко, он сразу знакомится с ним, но не из интереса, а из-за того, что «может случиться иметь нужду» в нём, что подчёркивает его желание извлечь выгоду из всего. Реакция Адриана на шутку Юрко о мертвецах выдаёт в нём человека неравнодушного к своему делу. Но именно Юрко призывает Адриана задуматься о внутреннем мире, обратиться к совести. В данном фрагменте мы можем отчётливо проследить, каким образом меняется интонационная специфика речи: если изначально события описаны непринуждённо, то после застолья чувствуется напряжённая атмосфера, царящая в душе Адриана, которая передаётся с помощью ряда риторических вопросов. Также стоит отметить, что во фрагменте присутствует разговорная и просторечная лексика («чухонец», «разувала», «городишь», «экая» и др.) благодаря которой повествование приобретает некую живость.

Особое внимание стоит уделить рассмотрению художественного пространства предложенного фрагмента. Художественное пространство представлено в движении, всё динамично: гости веселятся, балагурят. Однако на этом и заканчивается «настоящее», реальное действие, дальнейшее действие происходят в мире ирреальном: во сне. Представленный фрагмент содержит драматический момент, главный герой оскорблён, теперь он отдаёт предпочтение мёртвым, а не живым: первые не умаляют важности его деятельности, не ставят его на одну ступень с палачом.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сказать, что повесть «Гробовщик» стоит на перепутье между романтизмом и реализмом: с одной стороны, перед нами представлено романтическое начало, которое заключается в двойственности мира и неосознанном желании главного героя погрузиться в мир потусторонний, с другой — реализм, отражение которого мы находим в насыщенном описании быта, динамике развития сюжета.

Обновлено:

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.