Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Христианская проблематика по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл)


Известный роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — центральное произведение в его творчестве. Интереснейшей художественной структурой наделена эта книга: в трех различных планах разворачивается ее действие. Во-первых, автор представляет вниманию читателей реалистический мир московской жизни тридцатых годов. Во-вторых, переносящий читателя в захватывающие давние времена ершалаимский мир, обогащенный историей событий, описанных в Библии. И, наконец, перед нами является фантастический мир черного мага Воланда и его свиты.

Оставляя в стороне проблемы собственно духовные и религиозные, Михаил Булгаков сосредоточился в своем романе на этической проблематике христианского учения и образе самого Христа. Образ Иешуа воспринимается многими читателями как Христос, однако, по замыслу автора, он вовсе не был ему тождественен.


И, мне кажется, это справедли¬во, потому что булгаковский Иешуа показан прежде всего не как Бог, а как человек, хотя, может быть, и не сов¬сем обычный. Несмотря на это, общая линия евангельской биографии Христа в романе сохраняется. Я думаю, что в этом герое воплощен призыв к сохранению христианских идеалов добра, любви к ближнему, любви свободы.

Так, евангельские главы, являющиеся идейным центром произведения, приоткрывают завесу вечности и «языком легенд» описывают нам те дни, когда человечество замерло в ожидании «нового слова», имеющего возможность открыть путь в новый мир, в мир простых истин. Именно поэтому Иешуа пришел в старый мир с новой истиной: человек добр.

Foxford

А добро является его абсолютной ценностью. Для Иешуа все люди — добры.

Проявив сострадание к Игемону, Га-Ноцри провозглашает первую христианскую заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», превознося в своих устах утраченные когда-то еловечеством добродетель, любовь и сострадание. Понтий Пилат, понимает, что идеи Иешуа правдивы, заинтересовывается им, однако не принимает, испугавшись пойти против «прежних укладов». Булгаков демонстрирует, как представители старого мира, утопая в своих изъянах, не принимают новых спасительных идей. Эта проблема реальна и, анализируя исторические факты, можно проследить ее извечную актуальность. Например, данная проблема волновала и известного русского живописца Ивана Николаевича Крамского. На своей картине "Хохот" ("Радуйся, царю иудейский!") (1870–1880-е годы) он разместил два художественно-дейных центра. В левой части помещен полный скорбного достоинства и величия Иисус Христос в терновом венце у позорного столба. Отрешенный, углубленный в себя, и устремленный взором вдаль, за пределы полотна. Он полон дум о грядущем для человечества будущем и опечален его предвкушением. Однако акцент художник делает вовсе не на самом Иисусе, а на толпе, которая «хохочет» над его идеями и учениями. И лишь в левом крайнем углу виднеется одинокая фигура последователя Христа, апостола (параллель с Левием Матвеем-последователем Иешуа). В их вальяжных позах и пренебрежительных жестах наблюдается уверенность в завтрашнем дне и праведности «старых укладов». Возвращаясь к роману, хочется заметить, что очень иронична представлена Булгаковым сцена смерти Берлиоза, который твердил Воланду, что уверен в своем завтрашнем дне. Трагедия здесь в том, что «христианская правда» просто не востребована в толпе. Здесь Га-Ноцри и опасается о том, что толпа истолкует его учения неверно"путаница эта будет продолжаться очень долгое время".

Булгаков призывает читателя задуматься о преступлении через трусость нравственном самоочищении . В конце романа Мастер дописывает свою книгу, отпуская Понтия Пилата, побоявшегося принять «истинные заветы». Девятнадцать веков ждал прощения Пилат за свою ошибку и раскаивался. И вот, « в ночь на воскресенье» он прощен, ибо Бог прощает всех. Так подтверждается библейская истина: «Раскаянием отчистимся».

Итак, следование христианским заповедям или каким бы то ни было иным законам гуманности- во власти человеческой.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 13:20:52
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение