Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Образ города в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (ЕГЭ по литературе)

Квартиры, улицы, города в целом являются главнейшими топосами в романах многих писателей русской классической литературы. Не случайно в творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского литературоведы выделяют «петербургский текст», не только описывающий в мелких деталях экстерьер города Санкт-Петербурга, но и моделирующий сквозь призму событий и образов внутреннее состояние героя интерьер.

Так, Ф. М. Достоевский, обрисовывая умелой рукой духоту столичных улиц, тесноту петербургских квартир, грязь большого, густо заселенного города, передает читателю ментальное состояние Родиона Раскольникова — чувства подавленности, удрученности, угнетения и безнадежности.

Действие романа начинается в жаркий летний день, когда находиться в квартирах и на улицах особенно невыносимо: «…а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек, Господи, что за город!..». Влажность жара города создает всеобъемлющую духоту. Тяжесть воздуха здесь напрямую связана с тяжестью на душе героя. Он испытывает сомнения, душащие его; вину, отяжеляющую сердце; ненависть всепоглощающую, омрачаю душу.

Далее автор прибегает к описанию условий частной жизни. Узкие коридоры доходных домов, по которым то и дело шныряют и кричат грязные и бедные люди, накаляют обстановку. «В таких домах, где много фабричных, артельных извозчиков и проч.» Чрезвычайно обшарпанные, изуродованные площадки дополняют образ городских трущоб. Все это передает внутреннее состояние Родиона Раскольникова – это отнюдь не перепачканные люди без устали бегают по нечистым коридорам, а подлые и непристойные мысли студента носятся из угла в угол по закоулкам сознания.

Особое внимание уделяется изображению помещений, в которых проживают герои. Комнатушка Раскольникова скорее похожа на гроб или шкаф («это было крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…»), а угол Мармеладовых напоминает автору сарай, в которых сидит «нечто уродливое». Однако и богатая старуха-процентщица живет не лучше. Если в первых двух случаях положения героев оправдываются бедностью и нищетой, то скудность интерьера старухи говорит о ее исключительной скупости.

Однако, на мой взгляд, самыми показательными являются уличные сцены в романе. Где-то в переулке у Сенной площади щегольская коляска раздавила несчастного Мармеладова, а на другой день его чахоточная, полубезумная вдова на улице истекает кровью. Эти уличные сцены дополняются и другими, мимолетными, но не менее ужасными эпизодами. Это и сцена с девочкой на бульваре, и сцена с утопленницей, и удар кнутом, и многое другое. Жесток мир петербургских улиц, там обитают люди, которым «некуда больше идти».

Глубокое равнодушие горожан, теснота улиц с «громадными и давящими» домами, создающая толкотню, скученность и однообразность облика толпы, большое количество непристойных личностей, безнадежность, накаленная в воздухе, удрученность в душах пьяниц, подозрительных преступников и скитальцев — всё это Петербург Достоевского, натура Раскольникова, отображение проблем, на которые стремится обратить внимание читателя автор. Безнравственность, распущенность, грязь и затхлость — основы романа Достоевского «Преступление и наказание», многочисленные предметно-бытовые детали в котором являются фоном для повседневных трагедий Достоевского реализма.

Таким образом, Достоевский вносит свой вклад урбанистической темы в мировой литературе. Именно это меня поразило, заставило задуматься и вникнуть глубже, чем просто в анализ школьного произведения.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.