Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (ЕГЭ по литературе)


Соня Мармеладова - героиня романа Фёдора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание", занимающая центральное место в произведении. Соня предстаёт перед читателем доброй, робкой и смиренной девушкой. Об этом мы узнаём в самом начале из рассказа спившегося чиновника Семёна Мармеладова, отца Сонечки, во время разговора с Раскольниковым. Девушка имела

Такой тип внешности ассоциируется с чистотой и невинностью.

Какое же значение образа Сони в романе? Дело в том, что автор показывает читателю две правды: правду Раскольникова и правду Сони Мармеладовой.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Раскольников делит всех людей на два типа: на тех, которые безропотно принимают существующий порядок вещей - "твари дрожащие" и тех, кто нарушает общественный порядок, принятый большинством - "сильные мира сего". Однако Соня в противовес Раскольникову-теоретику, который предпочитает путь насилия, исповедует путь любви, веры и самоотвержения во имя близких людей. Девушка не считает, что жизненные тяготы и невзгоды могут оправдать преступление. Откуда же идут истоки той неизмеримой любви к человечеству, которую излучает Сонечка?

Уже в детстве героиня подвергается испытаниям судьбы. У неё умирает мать. Пьяница-отец женится на другой женщине, взяв её с тремя детьми от первого брака. Ранее Соня работала швеёй, однако этот труд приносил ей мало денег. У девушки почти совсем не было образования. Из книг она читала только Евангелие; была очень набожной, поэтому находила спасение и успокоение во время общения с Богом путём чтения. Голод и нищета, пьянство отца и страдание мачехи с братом и сёстрами вынуждают девушку переступить через себя и пойти на панель. В условиях, казалось бы, совершенно исключающих добро и человечность, героиня находит свет и выход, достойный высоконравственного человека. Жизненные принципы Сони остаются неизменными. Она живёт, исходя из требований жизни, считает, что человека делает не сознание, а душа. Любовь, вера и сострадание к ближним- вот смысл жизни Сони.

Всё это доказывает, что в Соне заключена божественная правда. И Раскольников глубоко заблуждается, пытаясь сравнить своё преступление с подвижническим самоотречением Сонечки: "Ты тоже переступила, ты загубила жизнь свою.". Есть большое различие между убийством человека и самопожертвованием во имя любви. Соня, спасая людей, берёт на себя тяжесть греха, тем самым становясь великой мученицей. Раскольников же, пытаясь свою теорию, идёт на убийство человека. Так он становится преступником, хотя берёт на себя грех человечества, следовательно, он спаситель. Но может ли спаситель убить? Безусловно, нет. Всё это доказывает ложность и неправильность идеи Раскольникова. Таким образом, мы видим, что Сонечка духовно и выше, и чище.

Кем же Соня является для Раскольникова? Кто она: судья или спаситель? Глубину душевных мук Раскольников разделяет именно с Соней Мармеладовой. Ей, а не Порфирию Петровичу решает герой открыть свою страшную тайну, так как он больше не может держать в себе мучительное чувство преступности.

Именно эта сцена показывает роль образа Сони в романе. Она, как ангел-спаситель, оказывается единственным человеком, готовым оказать помощь Раскольникову. Родион Раскольников принимает от Сонечки "простонародный крестик". Путь его обновления - это путь признания народной веры, которую исповедует Соня. Спасти Раскольникова может только Сонечка Мармеладова, и слова её будут отличаться от суда Порфирия Петровича. Эти слова побуждают любить. Всё это высший свет, который удерживает человечность даже в бытии униженных и оскорблённых людей. Но сила Сонечки заключается не только в сострадательной любви к Раскольникову, кроме любви в душе девушки есть держава. Эта держава - и есть христианская вера героини. Достоевский в лице Сони изображает народное православие. Только любовь, одухотворяемая такой верой, помогает ей устоять и привлечь Раскольникова к спасению, к воскрешению того доброго и вечного, что томилось в нём. Ради Раскольникова Соня, не задумываясь, едет с ним в Сибирь. Зачем страдать ради человека, который холоден с тобой. И ответом на этот вопрос является опять же любовь. Бескорыстная, чистая любовь, с которой живёт Соня. И на каторге все заключённые, отбывающие срок вместе с Раскольниковым, чувствуют эту всеобъемлющую любовь и уважают девушку за её доброту и помощь. Раскольников не может понять этого: "Неразрешим для него был ещё один вопрос: почему они все так полюбили Соню? Она у них не заискивала, встречали они её редко. А между тем все уже знали её, знали и то, что она за ним последовала, знали, как она живёт, где живёт.".

И что же? Неужели все страдания, любовь к ближним, мучения и переступление через себя были напрасными? Нет. Взамен героиня получает любовь самого Раскольникова, полностью изменившегося человека, благодаря стараниям Сонечки вставшего на верный путь. И вот теперь Раскольников и Соня покорно ожидают окончания каторги, чтобы начать новую счастливую жизнь: "...она была до того счастлива, что почти испугалась своего счастья. Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему даётся, что её надо ещё дорого купить, заплатить за неё великим будущим подвигом..."

На протяжении всего произведения читатель может чувствовать близость мировоззрения автора и Сони. Именно в ней Достоевский отразил свою душу, ответил на многие вопросы, поставленные Раскольниковым. Автор также, как и Соня, считает, что надо жить по совести, вне теории. Соня Мармеладова выражает духовное начало. Она утверждает, что высший суд находится в самом человеке, и что за любое преступление последует неизбежное наказание. С помощью Сонечки автор отвечает на вопрос о всеобщем равенстве: все равны перед Богом. И поэтому теория Раскольникова о делении людей на "тварей дрожащих" и "сильных мира сего" не может существовать в нашем мире. Подводя итог сказанному, можно заключить, что с образом Сонечки Мармеладовой связана вера Достоевского в то, что мир спасёт христианская истина, с помощью которой и может произойти единение между людьми.



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id63489




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 16:52:52
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение