Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ «Грозы» (Островский А. Н.)

Свою пьесу «Гроза» крупнейший культурный деятель 19 века Александр Николаевич Островский написал в октябре 1859 года. Идея создания данного произведения пришла к Островскому, когда он путешествовал по Волге. Во время экспедиции Александр Николаевич слышал местный говор, видел отношения горожан, наблюдал за бытом и жизнью людей, живших в волжских городах. Именно это описывает писатель в своем творении, ведь его так поразила картина, открывшаяся перед ним. И не сложно догадаться, что направление пьесы — реализм.

Удивительно, с какой точностью автор в экспозиции пьесы погружает читателя в быт, передает истинные нравы и жизнь в городах подобных тем, которые видел Островский во время своего плавания.

Ведь Калинов — это собирательный образ волжских городков. Ещё раз доказывает талант Островского одна забавная история, связанная с этой пьесой. Когда вышла рукопись люди узнали в сюжете реально произошедшую историю. Но несовпадение в датах опровергло эту сплетню, которую уже успели хорошо распространить. Увидев быт людей, узнав их мировоззрение, Александр Николаевич сумел сделать выводы о том, как поведет себя человек в той ситуации, в какой оказалась Катерина и вообще все жители Калинова.

Островский в своём произведении поднимает важную тему борьбы закостенелого общества и молодого нового поколения, стремящегося к переменам. Это особенно заметно в завязке произведения, когда происходит нарастание конфликта Катерины и Кабанихи. Читателю предоставляется увидеть всё с помощью контраста образов этих двух персонажей. Также, проблематика видна в развитии действий драмы, когда мы больше погружаемся во внутренний конфликт Катерины, в диалектику её души.

Катерина стала неким символом свободы. Её протест против Домостроя является также и протестом против всего старого, мешающего новому светлому будущему. Она не могла мириться со сложившимися условиями жизни, потребностью унижаться ради исполнения закоренелых законов быта. Душа ее стремилась к более высокому и яркому, для Катерины было пыткой находиться среди вечной лжи и лицемерия. Она не могла жить, как Варвара, которая «не была обманщица, но выучилась, когда нужно стало». Но в темном и невежественном обществе порыв героини оказался обречён на неудачу, которая привела к столь печальным событиям.

Кульминация драмы — самоубийство Катерины призвано растормошить будто бы заснувших жителей Калинова. Писатель ловко обыгрывает суть названия пьесы. Ведь вначале весь город, словно застыл, ничего не происходит в нем и будто новое обходит его стороной, как и перед грозой, когда все вокруг затихает перед грозным явлением. Но потом в небе раздаются раскаты грома — Катерина погибает. И именно это заставляет жителей вздрогнуть, очнуться.

Тех, кто живёт в Калинове и вместе с ними и всю Россию писатель побуждает выступить против «Тёмного царства» лжи и фальши, против старых устоев и жизни по давно ненужным правилам. Островский провозглашает свободу и отстаивание своих интересов на пути к истинному счастью.

Стоит отдельно упомянуть символизм в пьесе Александра Николаевича. Ведь во времена Островского символизм еще не был распространен, а только зарождался и начинал протаптывать свою нишу в российском литературном сообществе.

Удивительно, сколькими значениями в драме обладает гроза. Например, гроза — это природное явление(«Да что ты боишься: ещё далеко гроза-то»), предвестник беды («Эта гроза даром не пройдёт), божья кара («Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали»), образ грозы в драме сопряжен с мотивом смерти(«лукавыми не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами»).

Помимо грозы еще одним важным символом является река Волга. Она словно разделяет два мира: «Темное царство» и тот идеальный мир, который придумал себе каждый из персонажей. По мнению барыни Волга - это «омут», в который ведет красота. Река — это олицетворение свободы, путь к счастью и новой жизни. Но в конце пьесы Волга обретает совершенно иной смысл — символ смерти. Также, символом свободы становятся и птицы, с которыми себя ассоциирует главная героиня («Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица»).

Ещё один символ в драме Островского — суд. Кулигин упоминает суд в качестве аппарата, который не призван искать справедливость, правду, а лишь способен наказывать и карать неугодных. Катерина же видит суд с точки зрения верующего человека, её страшит божья кара, а людской суд, чужое мнение ее не волнуют(«коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»).

Таким образом, Александр Николаевич создал произведение, которое разрушило «железный занавес» и открыло людям глаза на несовершенность устоев того общества, в котором они живут.

Островский открывает для человека другой мир, в котором провозглашены идеалы свободы и мира с самим собой, где человек может быть счастливым.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.