Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Эрих Фромм: гуманистическая теория личности (Часть 2) (Психология)

Теперь, когда мы разобрались, что такое личность и теория личности, получили общие знания о каждой из наиболее популярных теорий личности, можно приступить к обсуждению Эриха Фромма и той теории личности, представителем которой он является.

Итак, каждый автор, создавая какое-либо произведение, опирается на собственный опыт, свой взгляд на мир и на информацию, которой владеет он, либо же может получить из постороннего источника. Поэтому, я считаю, будет правильным для начала обратиться к биографии Фромма и посмотреть, что же могло подействовать на него именно таким образом, чтобы он стал сторонником гуманистической теории личности.

Эрих Фромм - немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы. Он родился в 1900 году во Франкфурте, Германия. Его родители были евреями, потому мальчик вырос, зная два разных языка мира - ортодоксальный еврейский и христианский, где ему иногда приходилось сталкиваться с антисемитизмом. Своих родителей он описывал как “очень невротичных” людей.

В 1914 году в Европе вспыхнула война, и хотя Фромм был слишком молод, чтобы воевать, но он всюду был окружен людской иррациональностью и разрушительными наклонностями.

Позднее Фромм писал так: “ Я был глубоко озабоченным молодым человеком, которого мучил вопрос, как оказалась возможной эта война, а также желание понять иррациональность поведения человеческих масс и страстное желание мира и понимания между народами”. В 1934 году Фромм эмигрировал в Соединенные Штаты Америки с целью избежать угрозы от нацистов. Первая книга Эриха Фромма “Бегство от свободы” вышла в 1941 году. В ней он показал, каким образом общественные силы и идеологии формируют структуру характера индивидуума, и насколько важен этот процесс.

Этот небольшой отрывок, описывающий отдельные фрагменты жизни Эриха Фромма дает понимание того, что этот человек всегда стремился понять, как общество влияет на становление психики индивидуума и как индивидуум чувствует себя в разных типах общества.

В общих чертах, в соответствии с гуманистической теории личности, структура представляет собой соотношение идеального и реального “я”, а личность, соответственно, ничто иное как внутренний мир, человеческое “я”.

Однако Фромм попытался расширить границы, указав на роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности.

Фромм провел анализ условий существования человека и их изменений, начиная с конца Средневековья (конец XV в.) по наше время (прим. 1956 г.) . Завершив свой исторический анализ, Фромм пришел к выводу, что неотъемлемыми чертами существования человека в наше время являются одиночество, изоляция и отчужденность. У такого итога есть причина, как считал Фромм, на протяжение всего существования человека, для каждого исторического периода, было характерно стремление человека к индивидуализации, получении личных свобод и реализации своих собственных возможностей.

В гуманистической модели личности существует три основные концептуальные единицы:

1. Реальное “Я” - совокупность всего того, что есть в человеке сейчас;

2. Идеальное “Я” - совокупность всего того, что человек хотел бы иметь и реализовать в себе;

3. Потребность в самоактуализации - врожденные потребности в развитии личности.

Понятия идеального и реального “Я” довольно-таки размыты и субъективны, потому было введено понятие конгруэнтности, то есть уровня совпадения, или сходства, реального “Я” с его идеальной версией. При высоком показателе конгруэнтности мы можем судить о том, что человек живет в гармонии. При низком уровне сходства происходит обратная ситуация - человек пребывает в постоянной тревоге, возможны признаки депрессии. Говоря о потребности в самоактуализации нельзя не затронуть Абрахама Маслоу и созданную им пирамиду потребностей.

Маслоу выделил два типа потребностей: дефицитные, которые возможно полностью удовлетворить, и ростовые, которые становятся только сильнее после их удовлетворения. Было выделено пять уровней потребности:

1. Физиологический (потребность в еде, сне);

2. Потребность в безопасности и защите (стабильная работа, жилье);

3. Потребность в принадлежности к социальной группе, поддержке (создание семьи);

4. Потребность в уважении и признании;

5. Потребность в самовыражении (творчество, саморазвитие, карьера).

Первые два уровня потребностей - дефицитные, последние два - ростовые, третий - промежуточный уровень. Однако Фромм считал, что стремясь к свободе, люди теряли чувство безопасности и собственной значимости. Свобода от социальных, политических и экономических рамок и критериев требуют компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Сама борьба за свободу вызывает отчуждение от общества, поскольку человеку нужно чувствовать не только власть над своей жизнью, но и быть частью общества. По мнению Эриха Фромма, напряженность этого конфликта и способы его решения зависят от существующих систем общества.

В преодолении чувства незначимости, отчуждения и одиночества, сопутствующих свободе, Фромм предлагает отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность. Существует несколько стратегий “бегства от свободы”. Первый способ - авторитаризм, второй - деструктивность. Авторитаризм Фроммом описывается как “тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным “Я”. Авторитаризм проявляется в мазохистской и садисткой форме. При мазахистской форме люди проявляют чрезмерную зависимость, подчиненность и беспомощность. При садисткой форме аторитаризма все наоборот: наблюдается в стремлении доминировать, в контроле и чувстве превосходства над другими. Как правило, у одного и того же индивидуума наблюдаются обе формы авторитаризма, но каждая из них проявляет себя в разных ситуациях. Например, в кругу высокопоставленных лиц человек будет проявлять мазохисткскую форму, стараясь угодить начальству, а в кругу своих подчиненных - садистскую, эксплуатируя их. Деструктивный способ характеризуется стремлением человека преодолеть чувство неполноценности через покорение других, получения превосходства над остальными. По Фромму, примером рационализации деструктивных действий являются долг, патриотизм и любовь. То есть, основные регуляторы поведения в обществе. Таким образом, люди теряют свою свободу, но становятся частью общества - избавляются от одиночества и отчуждения.

Фромм использует такое понятие как “конформность автомата”. Оно значит, что человек, столкнувшись с трудностями, перестает быть самим собой и полностью следует общественным нормам. Как писал сам Фромм: “Индивидуум прекращает быть самим собой; он превращается в такой тип личности, какого требует модель культуры, и поэтому становится абсолютно похожим на других - таким, каким они хотят его видеть”.

Такая тенденция крепко укоренилась в обществе. Теряя свою индивидуальность, люди с конформностью автоматов становятся такими же, как их окружение. Таких людей обычно называю серой массой - они преследуют одинаковые цели, имеют одинаковые интересы, потребности и т.д.

Однако в противовес сказанному выше нужно упомянуть о “позитивной свободе”. Фромм считал, что люди могут быть автономными и уникальными, не теряя при этом связи с обществом. Автор отметил, что именно та спонтанная активность в жизни, какую проявляют дети, еще не обремененные нормами общества, а действующие в соответствии со своей внутренней природой, является ключом к позитивной свободе. В своей книге “Искусство любви” Фромм обозначил любовь и труд как ключевые компоненты, которые развивают позитивную свободу посредством проявления спонтанной активности. Благодаря любви и труду люди объединяются, не жертвуя своей индивидуальностью.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.