Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ стихотворения «Молитва» (Я, матерь божия, ныне с молитвою...) (Лермонтов М. Ю.)

Стихотворение "Молитва" написано в 1837 году, когда поэт находился в ссылке. Оно посвящено его возлюбленной, Варваре Лопухиной. Произведение представляет собой обращение лирического героя к Божьей матери.

С первых строк стихотворения создаётся впечатление тихой живой речи благодаря архаизмам, таким как "ныне", "покаяние", "дева", а также отсутствию кричащих тезисов.

Лирический герой отрицает все традиционные темы молитв, не просит ничего для себя:

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную…

Неоднократные отрицания создают напряжённость и определяют мелодичность стихотворения.

Лишь после этого герой называет причину своего обращения: "…я вручить хочу деву невинную тёплой заступнице мира холодного". Так образ беззащитной героини выносится на первый план.

Лирический герой с большим трепетом и почтением относится к деве — он просит "окружить" её "счастием" не только из-за собственной любви, но и потому, что считает её сердце "незлобным", а душу — поистине "достойной" "светлой" молодости, "покойной" старости и принятия божьей матерью "прекрасной" души после "прощального часа". Именно такое отношение к даме сердца можно назвать истинной любовью — молящемуся важно не личное счастье в объятиях возлюбленной, а её собственное умиротворение, которое она будет испытывать с ним или без него.

Образ божьей матери играет отдельную роль в произведении. Она — главная "заступница" для "невинной" девы. Именно ей лирический герой желает доверить столь дорогого для него человека. Антитеза "тёплой заступнице мира холодного" противопоставляет "яркое сияние" образа богоматери всему миру, возвышает его.

Автор использует большое количество существительных, благодаря чему стихотворение звучит плавно и спокойно.

Гласные звуки "о", "а", "у" усиливают певучесть, а глухие согласные "п", "к", "с", "т" создают ощущение тишины и шёпота, что делает стихотворение по произношению похожим на молитву.

Размер стихотворения — дактиль, рифмовка перекрёстная. Произведение пронизано печалью и чувственностью к спутнице лирического героя, а также искренностью и благородством по отношению к божьей матери.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.