Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Самообман Родиона Раскольникова по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)


Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - это глубоко психологичное произведение, которое заставляет читателя задуматься. Я думаю, что каждый, читая эту книгу, находит в ней что-то личное, что-то, цепляющее его за душу, потому что проблемы, о которых идёт речь в этом романе – общечеловеческие. Для меня таким моментом стала теория Родиона Раскольникова, его довольно странное мировоззрение, которое натолкнуло этого героя на убийство ни в чём не повинной старушки.


Как зародились в нём все эти страшные мысли? И к чему привёл этот чудовищный самообман? На эти вопросы я попытаюсь ответить.

С чего же всё началось? Достоевский знакомит нас со своим героем как раз в момент зарождения идеи убийства. Мы узнаём, что Раскольников находится в крайней бедности, из-за этого был вынужден оставить занятия в университете, кругом должен хозяйке за свою каморку и уже два месяца как безвылазно сидит один дома или же таскается по городу без какой-либо определённой цели. Когда я читала роман, я никак не могла понять поведение Раскольникова – почему бы ему было не найти работу, не вернуть долг хозяйке, не вернуться в университет? Почему вместо этого он думал об убийстве старухи-процентщицы, если все его проблемы можно было решить иначе? Однако, читая дальше, знакомясь с другими героями романа и их судьбами, я начинала понимать, почему Раскольников упорно продолжал уверять самого себя в том, что иного выхода, кроме убийства, из сложившейся ситуации нет.

Раскольников был неглупый человек и прекрасно замечал, что творилось вокруг него.

Foxford

Грабежи, убийства, обман, лицемерие, разврат, нищета, пьянство – настоящий хаос царил в Петербурге. Неудивительно, что эта обстановка, эта несправедливость жизни заставила героя усомниться в общепринятом её устройстве. И Раскольников, не сумев адаптироваться к суровой реальности Петербурга, не выдержав всей той грязи, которая его окружала, пытался найти ей разумное объяснение. И выдумал теорию, по которой все люди на земле делились на две категории: «твари дрожащие», то есть люди обыкновенные, обязанные подчиняться законам, и «необыкновенные» - то есть те, которые в силу своих особенностей имеют право творить всё, что им вздумается. По этой теории та преступная жизнь, которой жил весь город, становилась возможной и даже правильной. Конечно, в глубине души Раскольников понимал, что на самом деле всё совсем не так, но осознание этого пришло к нему уже после убийства. Таким образом, выходит, что герой обманывал сам себя этой уродливой теорией, поначалу казавшейся ему единственно верным воззрением на мир и людей.

В качестве примера из категории людей необыкновенных Раскольников приводил Наполеона Бонапарта, известного как гениальный, но жестокий полководец и император. Родион считал, что Наполеон достиг такого величия потому, что мог переступить черту, разделявшую «тварей дрожащих» и тех, кто «право имеет»; мог не погнушаться даже убийством ради достижения своих целей. Однако Раскольников не учёл, что Наполеон делал это не для того, чтобы доказать свою «необыкновенность», его интересовали судьбы Франции и французского народа, власть, слава. Как бы то ни было, он убивал не ради убийства, как сделал это Родион. Да и вообще, неизвестно, как сам Наполеон относился к убийствам ни в чём не повинных людей. Истории известно множество примеров того, как величайшие люди истории, губившие чужие жизни из государственной или иной необходимости, раскаивались об этом и мучились совестью до самой своей смерти. Поэтому этот довод, приведённый Раскольниковым в пользу своей теории, можно считать ошибочным.

К концу романа Родион Раскольников осознал свою ошибку и понял, что долгое время просто обманывал сам себя. По всей видимости, он надеялся, что, переступив ту самую черту, он будет жить иначе: гораздо лучше, правильнее и проще, чем жил прежде. Однако всё вышло совсем наоборот: чем дальше Раскольников заходил в своём обмане, тем больше сам запутывался, не понимая, что же пошло не так.

Не случайно Достоевский сталкивает своего героя со Свидригайловым. Этот образ представляет человека, уже переступившего нравственную черту. С мастерством настоящего психолога автор рассказывает о жизни этого несчастливого человека. Свидригайлов полностью находился по ту сторону закона, он не останавливался ни перед чем в достижении желаемого. Но жизнь его от этого стала настолько пустой и бессмысленной, что просто-напросто потеряла свою ценность. Возможно, как раз печальная судьба Свидригайлова помогла Родиону Раскольникову увидеть, что его ожидает, и вернуться на верный путь.

Достоевский утверждал, что спасение от нравственной гибели человек должен искать в религии. И я считаю, что великий писатель был прав. Ведь дело тут не столько в религиозности и соблюдении обрядов, сколько в самой сути веры. А суть заключается в том, что, веруя в Бога, человек тем самым признаёт своё несовершенство; признаёт, что существует некий идеал, выше которого никто не имеет права себя ставить, но к которому каждый должен стремиться всю жизнь. Такое мировоззрение смиряет в человеке гордыню и позволяет ему развиваться, постоянно совершенствуя себя. Именно поэтому Раскольников нашёл своё спасение в Соне Мармеладовой, страстно верующей, кроткой девушке, которая жила именно по вышеизложенным принципам.

Итак, посредством анализа произведения мы убедились, что теория Раскольникова была просто-напросто самообманом. Но светлая сторона личности героя одержала победу над тёмной, и ему удалось выбраться из той вязкой трясины, в которую он когда-то сам себя занёс.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 05:17:19
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение