Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Отношения Печорина и Веры по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.)

Образ Веры несколько отличается от образов наивных и неопытных девушек, которые по молодости пускаются в обожествлённые ими чувства и видят в них дальнейшее счастье. Печорин не стал виновником её физической или душевной смерти, хотя и принёс ей не меньше страданий, чем остальным женщинам, встречавшимся на его пути. С Верой связаны настоящие, искренние чувства, которые не утихают с течением времени и пробуждают в Григории Александровиче глубокие переживания.

Первое уже упоминание Вернера о блондинке с родинкой на правой щеке вызывает смятение Печорина. Главный герой пытается изобразить иронию, говоря, чтоб доктор дурно о нём отнёсся, если эта женщина начнёт расспрашивать о нём.

Перемена офицера и внутренний порыв чувств заставляют его признаться, что когда-то он любил княгиню. И, к собственному удивлению, обнаруживает, что до сих пор испытывает чувства к Вере.

Главный герой не может оставить мысли о некогда любимой им женщине, он находится в напряжённом беспокойстве, представляет их встречу, думает о ней. Видно, что чувства ещё не ушли из его сердца, а пробудились вновь при одном упоминании о старой любви. В моменты размышлений о Вере он становится более восприимчивым к окружающей его природе — а это верный признак глубины и поэтичности чувств. Вероятно, и она вспоминает о прошлом, и никогда не гаснувшие в ней чувства заставляют княгиню одновременно улыбаться, представляя те дни и предвкушая новую встречу с возлюбленным, и грустить об обречённости этой любви и неутихающей боли.

Княгиня посвятила всю себя любви к Печорину, и эта любовь сгубила её жизнь. Вера возлагает вину за свои несчастья не только на себя, но и на возлюбленного: «С тех пор как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий...» — без тени гнева, но с невообразимой грустью и отчаянным укором произносит княгиня. Героиня понимает, что слишком слаба, чтобы сопротивляться своим чувствам, и это делает её терзания ещё невыносимее.

Печорин по-особенному относится к этой женщине, потому что она единственная, кто смог понять его характер, переживания, мысли. «<…> Воспоминание о ней останется неприкосновенным в душе моей» — признаётся самовлюблённый Печорин, который всячески презирает и любовь, и дружбу. Вера занимает особое место в сердце Григория Александровича, к ней он испытывает чувства более сильные, чем к остальным женщинам, если не самые глубокие и продолжительные, на какие способна его искалеченная раздвоившаяся душа.

Прошедшие чувства захлестнули обоих героев: они сливаются в объятьях и поцелуях, они ведут разговор, «в котором значение звуков заменяет и дополняет значение слов». Мы не вполне ощущаем, что переживает княгиня — в романе читателю видны только мысли Печорина — но надо полагать, что в такие моменты она испытывает непродолжительное, но беззаветное счастье, за которое после снова станет себя винить.

«Она не заставляла меня клясться в верности, не спрашивала, любил ли я других с тех пор, как мы расстались», — записал в дневнике Печорин. Вера ничего не требует от своего возлюбленного — все жертвы она принимает на себя. Она просто наслаждается тем, что он рядом. Более того, она желает услышать горькую правду. Ей присущи мудрость и знание жизни, которые открывают ей глаза на многое. Удивительно, но любовь не ослепляет её, как Бэлу или Мери. Печорин действительно занимает центральное место в её жизни, она отказывается от многого и совершает много лишнего. Но женщина смотрит на всё это как будто со стороны и не предпринимает никаких действий, понимая, что не может поступать по-другому.

В следующий раз Григорий Александрович встречает Веру у колодца. Она не выходила на улицу со дня их случайного свидания. Боялась вновь встретить Печорина? Пыталась сдержать свои чувства, отказаться от них? Или её ум тяготили иные раздумья? Во всяком случае, Веру раздирала новая волна страданий: «я чувствую, что слабею со дня на день...» — говорит она через несколько дней после первого разговора с любимым после долгой разлуки.

Вера готова терпеть всё для того, чтобы только изредка видеть возлюбленного. Его присутствие означает для неё высшее счастье, оно бесценно. «Вы, мужчины, не понимаете наслаждений взора, пожатия руки, а я, клянусь тебе, я, прислушиваясь к твоему голосу, чувствую такое глубокое, странное блаженство, что самые жаркие поцелуи не могут заменить его», — с такими словами она обращается к Печорину. Последний же упрекает княгиню в том, что та не соглашается на свидание — ему мало случайных встреч и быстрых разговоров, здесь его душа, как и всегда, жаждет большего.

Позже Веру начинает сжигать ревность. Ей невыносима мысль об измене любимого. Это было бы хуже всего, что она когда-либо переживала. Но княгиня просит Печорина быть честным. Неопределённость и сомнения делают ей ещё больнее: «на ее болезненном лице изображалась глубокая грусть», когда она наблюдала за влюблённой княжной. Но рассказанная Григорием Александровичем история их любви, восхвалявшая её характер и поступки и выражающая огромные нежные чувства героя, заставляет княгиню простить всё. Хотя, уезжая из Кисловодска, она всё же одарила Печорина упрекающим взглядом. Вера хорошо понимает чувства других людей, догадывается, что отношение героя к Мери приобрело какое-то новое звучание, что эти новые чувства, кажется, заставили несколько отступить прошлые.

Печорин сдерживает обещание и приезжает в Кисловодск вслед за Верой, между тем ожидая приезда Мери. Княгиня находит истинное наслаждение в этих встречах, ожидает их с трепетом и нетерпением: когда Григорий Александрович наводит лорнет на её окно, она всегда уже одета. Через некоторое время приехали Лиговские, и ревность Веры возобновилась.

И всё же в любви к Вере Печорин употребляет своё деспотическое начало, а княгиня становится его рабой. Он заглушает любой её упрёк, а она невольно делает то, что он хочет. Княгиня даже решилась на свидание, вновь покорившись власти возлюбленного.

Исповедь Веры в оставленной Григорию Александровичу записке подводит итог их неудавшемуся и с самого начала безнадёжного романа. Княгиня признаёт свою слабость над чувствами и то, что не перенесла испытания судьбы из-за этой слабости. Обвиняя себя, на сей раз она не винит Печорина. Поняв, что теряет его навсегда, княгиня исполнена только нежностью и не желает вспоминать обиды. Вера всегда знала, что испытывал к ней Григорий Александрович: любил «как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна».

Чувства Веры никогда не уйдут, что сердце её навеки отдано Печорину, а «сокровища, слёзы и надежды» души полностью «истощены». Княгиня читает людей не хуже главного героя и подмечает черты, которые заставили её влюбиться: «непобедимая власть» в голосе, желание постоянно быть любимым, «привлекательное зло», взор, обещающий блаженство, умение «пользоваться своими преимуществами», глубокая неизлечимая несчастность.

Вера не выдержала известия о дуэли: испугалась, побледнела, выдала тайну мужу. «Я погибла, — но что за нужда?..» — спрашивает княгиня. Она говорила, что боится любой участи. Единственное желание Веры — чтобы Печорин просто не забыл её, ведь она «потеряла всё на свете» ради него. Любовь к Григорию Александровичу долго изводила её и в итоге привела её к гибели. Вера предчувствовала это, но смиренно шла на плаху — сил у неё было немного, а те, что были, отняла злосчастная любовь. Печорин же осознал, что многое потерял с отъездом княгини, но эти страдания забылись так же быстро, как все остальные чувства, бесследно исчезающие из его души.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.