Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Литература второй четверти XVIII века. Часть 1 (ЕГЭ по литературе)

В. К. Тредиаковский (1703-1769) являлся зачинателем современного стихосложения, писателем, поэтом, прозаиком, переводчиком, теоретиком литературы. Василий Тредиаковский также как и Кантемир вошел в моду, был представлен императрице, стал придворным «питой». Он писал торжественные оды императрицам.

Вооруженный прекрасным знанием русской, древнегреческой, римской и современной ему западноевропейской литературы, Тредиаковский решает осуществить реформу русского стихосложения. Реформа эта уже назрела. Уже в произведениях Кантемира русская поэзия прощалась с прошлым.

Новый тип ритмической организации стиха оказался жизненным и сохраняется в русской поэзии до сих пор. Тредиаковский решительно отверг мнение тех, кто «весьма неосновательно» считал, что он «новое стихосложение взял с французского».

Лирические стихи Тредиаковского пользовались популярностью у современников (особенно среди горожан, купцов, разночинцев, низшего духовенства).

Новую интонационно-синтаксическую структуру стиха, новое соотношение смыслового и синтаксического ряда в стихе с ритмическим рядом нашел М. В. Ломоносов.

Преобразование стиха было не только созданием новой формы. Оно было вызвано новым содержанием поэзии и способствовало утверждению и развитию этого нового содержания. «Если Кантемир освободил стих от его подчиненности религиозной культуре, если Тредиаковский вслед за этим в силлабической стиховой культуре уловил наиболее отчетливо и ясно звучащие ритмические тенденции, то Ломоносов привел в соотношение ритмические, интонационные и синтаксические элементы стиха и, наконец, создал новый стих в его конкретности, в его реальности, т. е. стих с ясным обликом стоящего за ним носителя данного типа речи — лирического героя, в котором обобщались передовые черты человека Ломоносовского времени».

Радищев считал влияние ломоносовского стихосложения на последующее развитие русской поэзии очень большим, но отрицательным. Ломоносов, «подав хорошие примеры новых стихов, надел на последователей узду великого примера, и никто доселе отшатнуться от него не дерзнул». Российское стихосложение было остановлено Ломоносовым, его последователем Сумароковым, а «неутомимый возовик Тредиаковский немало тому способствовал своею «Телемахидою».

Ломоносову по должности его приходилось писать оды на торжественные случаи. Пушкин называл их «служебными». Ломоносов не был льстецом. Он искренно был убежден в необходимости абсолютной монархии — только просвещенной. И в своей поэзии он боролся за просвещение. Поэзия Ломоносова — факт общественно-политической борьбы своего времени. Он писал о том, что волновало его современников.

Влияние, оказанное Ломоносовым на современников и на развитие русской литературы, не было однозначным, как и влияние всякого действительно великого человека. На современников и потомков влияли и поэтические, и научные труды, а может быть, не менее — вся необыкновенная личность Ломоносова.

Оценивая Ломоносова, а также отношение к нему Радищева, Белинского, нельзя не учитывать и того, что в 80-90-е годы XVIII в. создается одобренная свыше легенда о «благонамеренном» Ломоносове, о Ломоносове — «певце Елисаветы», милостью меценатов достигшем славы.

Первый русский писатель-профессионал, драматург, потомок старинного дворянского рода А. П. Сумароков (1717-1777) учился в своём творчестве у Тредиаковского, Ломоносова.

Он провозгласил принцип равноценности всех жанров литературы. Сам писал во всех поэтических жанрах. Он написал девять трагедий, среди них: «Хореев» (1747), «Синав и Трувор» (1750), «Семира» (1751), «Дмитрий Самозванец» (1771), «Мстислав» (1774) и др. В трагедиях А. П. Сумароков нападал на деспотов-царей, противопоставлял им идеальных носителей царской власти. Сумароков написал двенадцать комедий — «Тресотиниус» (1750), «Опекун» (1765), «Лихоимец» (1768) и др., либретто двух опер и балета. Писал «притчи» — басни, песни, занимался сатирической журналистикой. Резкая сатирическая направленность творчества Сумарокова создала писателю множество врагов среди духовенства, помещиков, чиновников, в придворных кругах.

Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков были основоположниками классицизма в русской литературе. Этим обусловлено общее в их литературных принципах, в поэтике. Многие черты объединяют русский классицизм с западноевропейским, зародившимся во Франции XVII в.

Классицизм был детищем «века просвещения»: для него характерно преклонение перед разумом, стремление к упорядоченности литературных форм, строгая классификация и разграничение жанров (ода, трагедия, комедия), стилей (учение о трёх «штилях» Ломоносова). Подъём научных знаний с одной стороны, мощь абсолютистского государства — с другой, внушали писателям-классицистам уверенность в возможности на разумных основаниях, путем правильного воспитания, организуемого государством (во главе с просвещенным монархом), покончить с людским «злонравием», создать совершенное общество.

Характерен для классицизма и гражданско-патриотический пафос.

Как область культурного творчеств литература формировала и собственные законы и не могла оставаться только слугой власти. Сатирическое направление начинает постепенно отходить от чисто учительной задачи, соединяя её с эстетикой художественного слова.

Второе поколение литераторов-просветителей: Г. Р. Державин, Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин и др. — уже осознавало дистанцированность от власти, имело опыт психологических и интеллектуальных конфликтов с ней. В 1760-1770 гг. литература стала превращаться в общественную силу, наделенную собственным авторитетом.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.