Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Роль Наполеона в судьбе Андрея Болконского и Пьера Безухова по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.)

В начале романа и Андрей Болконский, и Пьер Безухов являются горячими приверженцами Наполеона, образ которого ассоциируется в их сознании прежде всего с понятием «свободы», что является «яркой чертой» начала XIX века. Известно, как много поклонников Наполеона было среди образованной русской молодежи этого времени (Чаадаев, Пушкин). И если Пьер горячий сторонник принципов французской революции, восторженный почитатель идей и преобразований Наполеона, то князя Андрея более всего привлекает его военный талант. Ведь не случайно он размышляет прежде всего о том, как «выразится его Тулон»‚ ставший в сознании князя Андрея символом победы, славы, подвига.

Проходит время, и герои начинают по-новому относиться к своему недавнему кумиру.

Князь Андрей принимает участие в войне 1805 - 1807 годов, отправляясь сражаться прежде всего для того, чтобы вырваться из круга светской жизни, основу которой составляют «гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество» всё то, что в романе "Евгений Онегин" зовется "ветошью маскарада".

Но, кроме того, князь Андрей мечтает и об ином: он ищет возможность реализовать себя (свой ум, талант, способности), хочет утвердить себя как личность, мечтает о подвиге, о минуте торжества. После разговора с Билибиным князь Андрей четко формулирует свою цель: «Еду для того, чтобы спасти армию». Но жизнь есть жизнь: для начала князь Андрей спасает лекарскую жену. В ответ на её благодарность князь Андрей испытывает неловкость, смущение, он боится показаться смешным: слишком уж мелок, с его точки зрения, совершенный им поступок.

Постепенно князь Андрей меняется. Перед Шенграбенским сражением он чувствует удивительный подъем всех душевных сил. Война открывается князю Андрею с неожиданной стороны: истинным героем сражения оказывается капитан Тушин — человек незаметный, внешность которого Толстой делает нарочито негероической. Князю Андрею «тяжело и грустно»‚ несмотря на то, что он ведет себя в сражении достойно (приезжает на батарею Тушина передать приказ об отступлении, остается в самом пекле, помогает вытащить пушки, а потом на военном совете защищает Тушина, отводя от него ложное обвинение).

Перед Аустерлицким сражением князь Андрей вновь мечтает о «своем Тулоне»: он один выигрывает сражение, спасает армию, назначается главнокомандующим. Не думая об опасности смерти, князь Андрей готов отдать жизнь за мгновение славы, за любовь к нему всех людей.

Эта возможность предоставляется князю Андрею. Со знаменем в руках он увлекает за собою отступающих солдат (Но знамя, символ славы, оказывается слишком тяжелым для него, и князь Андрей волочит его по земле.). Казалось бы, Тулон осуществился, но в момент свершения всех честолюбивых желаний князь Андрей, раненый, падает на землю, его взгляд устремляется ввысь, он видит небо (чтобы увидеть небо, иногда. нужно упасть). «Тихо, спокойно и торжественно» раскинулось оно над поверженным князем Андреем. Наступает момент прозрения. Небо, вечное и высокое, символ чистоты, справедливости и добра, вдруг открылось князю. «Всё пустое, всё обман» по сравнению с ним. По сравнению с этим высоким небом (трижды на протяжении одной главы повторяется этот эпитет: важно, что «высокое» это должно быть прежде всего в человеческой душе) прежний кумир князя Андрея, Наполеон‚ кажется ему мелким и ничтожным, с его тщеславием, самодовольством, радостью победы. Князь Андрей теперь иначе понимает жизнь (поэтому-то она стала для него прекрасной), а его прежний «герой» воспринимается «маленьким, ничтожным человеком»‚ голос которого доносится до князя Андрея, как «жужжание мухи».

По-иному менялось отношение к Наполеону у Пьера Безухова. Мы уже говорили вначале, что Пьер горячий поклонник Наполеона, почитатель его гения, его идей. Что же произошло с Пьером, когда в 1812 году, после Бородинского сражения, он остается в горящей Москве с единственной целью убить Наполеона?

К этому решению Пьер пришел, несомненно, под влиянием того, что пережил он и перечувствовал в Бородинском сражении. Снарядив на свои деньги полк, Пьер накануне Бородина выехал из Москвы. Все было для него удивительным: и веселые, недоумевающие взгляды солдат, которые при виде его отнюдь не военного платья улыбались, совсем не думая о том, что, может быть, завтра их убьют; и то, что солдаты спокойно занимались подготовкой к бою, словно забыв о том, что смерть подстерегает их каждое мгновение. Встретившись с князем Андреем, Пьер так же, как и он, ощущает ту «скрытую теплоту патриотизма»‚ которую ощущает каждый истинно русский человек: и Кутузов, и князь Андрей, и Тимохин, и простой солдат. И если в начале сражения Пьер — только зритель, впитывающий в себя все происходящее, то потом он становится его участником, попав в «семейный кружок» на батарею Раевского. Кругом ужас, кровь, смерть... Пьер не понимает этого вначале, солдаты даже думают, что он очень храбр. Они приняли Пьера в свою «семью», называют его «наш барин». Постепенно Пьер меняется: он ясно осознает весь ужас происходящего, проникается чувством восхищения по отношению к солдатам. В его сознании эти люди становятся особой категорией людей (он называет их «они»). Эти «они» достойно выполняют свой долг, они просты, естественны, искренни; они поддерживают его (кормят, выводят к Можайску).

Пьер мечтает стать таким, как «они» ‚ и решается на убийство Наполеона. Первое чувство, объясняющее это намерение, было «чувство потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастья», второе «неопределенное, исключительно русское чувство презрения ко всему условному, искусственному, нечеловеческому, ко всему тому, что считается большинством людей высшим благом мира».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.