Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Становление личности Петра Гринёва по плану, 8 класс (Пушкин А. С.)


Исторический роман «Капитанская дочка» стал последним произведением великого русского поэта и прозаика Александра Сергеевича Пушкина, изданным при его жизни. Впервые он был опубликован на страницах журнала «Современник» в конце 1836 года, когда до гибели Пушкина оставалось 38 дней. Основанный на воспоминаниях Петра Андреевича Гринёва — своего главного героя и рассказчика, роман разворачивает перед нами события, произошедшие и записанные ещё до Отечественной войны 1812 года.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Недаром его эпиграфом послужила народная пословица «Береги честь смолоду». Пушкин готовит нелёгкое испытание героям произведения на верность и преданность, на дружбу с честью и долгом. Эти слова открывают трудный, но правильный путь от беззаботного, наивного «недоросля» до настоящего человека, благородного и искреннего, знающего цену своим словам и поступкам.

Итак, Пётр Гринёв — молодой дворянин, который ещё до рождения был записан сержантом в Семёновский полк и таким образом переплетён с военной жизнью. Его отец, Андрей Петрович Гринёв, вышедши из отставки премьер-майором, поселился в Симбирской деревне, где женился на Авдотье Васильевне, матери Петра. Пётр описывает своего отца строгим и жёстким человеком, который «не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение», а «в нежности матушкиной он не сомневался». Отсюда мы видим, что большее расположение Гринёва было к доброй, чуткой матери, всегда готовой его приласкать от отцовских резкостей.

Что касалось образования Петра, оно было довольно поверхностным. С пяти лет, под надзором Савельича — своего верного и рачительного дядьки, Петруша учился русской грамоте и «мог здраво судить о свойствах борзого кобеля», а в двенадцать отец нанял ему учителя-француза Бопре, который больше предпочёл сам выучиться русскому языку от Петра, чем учить ему мальчика. Но, несмотря на то, что Бопре не дал ему хорошего образования, за что был изгнан со двора Андреем Петровичем, он всё же оставил какой-то светлый отпечаток в памяти Гринёва, ведь когда-то они «жили душа в душу», каждый находясь наедине с собой. Так, по грозному нраву своего отца, Пётр лишается всякого «воспитания» и начинает жить недорослем, «гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». В этом эпизоде чётко отражена полная гармония Петра со свободой.

Вскоре отца юноши посещает мысль о несерьёзности и бесполезности занятий сына, поэтому он немедленно поднимает вопрос о его службе. Петра охватывает любопытство и восхищение. Он уже видит себя офицером гвардии Петербурга со всеми его удовольствиями, что, по его мнению, «было верхом благополучия человеческого». Но мечта Гринёва о Петербурге всего лишь часть его главной мечты: на протяжении всего произведения Пётр стремился к свободе. Его отец с самого начала это прекрасно понимал, а потому Гринёв младший, по отцовскому распоряжению, отправляется служить не в Петербург, куда был записан ещё до рождения и где уже жил в своих мечтах, а в Оренбург, в Белогорскую крепость, ведь «чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон». Все «блестящие надежды» Петра рушились. «Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастием… Но спорить было нечего!» — вспоминает Гринёв. И вот отец, являясь человеком чести и доблести, провожает сына наставлением, в которое вкладывает всю суть своих почтенных качеств: «Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Впоследствии эти слова будут много значить для Петра.

Таким образом, судьба закидывает шестнадцатилетнего Петра в круговорот событий, слишком рискованных и жестоких для его возраста: герой становится участником самого настоящего Пугачёвского бунта, что оказывает немалое влияние на его внутреннюю среду. Душой он верно служит не капитану Миронову, не Белогорской крепости и не Екатерине II, а наставлению своего отца: несмотря на тяжелую, нагнетающую атмосферу Пётр ни разу не предаёт его слов и действует относительно чести.

Так, проиграв довольно крупную сумму денег Ивану Зурину, человеку малознакомому и совершенно чужому, Пётр на следующий же день возвращает ему долг, не позволяя Савельичу уговорить себя «преклониться» перед Зуриным и солгать об отсутствии денег: «Полно врать, подавай сюда деньги, или я тебя взашей прогоню». При этом Гринёв оправдывается читателю: «Мне было жаль бедного старика; но я хотел вырваться на волю и доказать, что уж я не ребёнок», что говорит о том, что он не злился на Савельича, а лишь хотел получить свободу взрослого человека. Он ощущает вину перед стариком за свою резкость и упрямство и непременно мирится с ним. Так проявляется первое «взрослое» чувство Гринёва — чувство долга. Однако легкомыслие Петра снова заводит его в беду: по дороге в Белогорскую крепость юноша вновь ослушивается Савельича, в результате чего они попадают в буран. Охваченный «мраком и вихрем», Гринёв всё-таки находит в себе силы признать свою ошибку и, наверное, впервые за шестнадцать лет соглашается с Савельичем: «Савельич был прав. Делать было нечего». После этого они останавливаются на время, пока метель не утихнет.

Именно буран соединяет судьбы двух важнейших фигур произведения — Петра Гринёва и Емельяна Пугачёва. Неизвестный тогда Петру мужчина в оборванной одежде доводит их до поселения, где они обогреваются и ночуют. Здесь Гринёв снова не остаётся в долгу: он дарит мужчине, впоследствии оказавшемуся Пугачёвым, свой новый заячий тулуп, лисью шапку и угощает его стаканом вина вопреки моралям Савельича. Отсюда мы видим Петра благодарным и щедрым человеком, но вместе с тем ещё по-мальчишески упрямым и глуповатым. Первой мыслью Гринёва о встреченном им «бродяге» оказалось небольшое положительное замечание: «его хладнокровие ободрило меня… сметливость его и тонкость чутья меня изумили…». Последняя же мысль Петра была об известнейшем в то время бунтовщике-самозванце, разорившем десятки городов и сёл и погубившем жизни нескольких тысяч людей: «не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня…». Становится ясно, что Петра не отпускала от Пугачёва его благодарность за сохранённую жизнь и помощь в спасении Маши. Он по-прежнему восхищался тем простым бродягой среди метели, его справедливостью, суровостью и лёгкой хвастливостью, но, будучи человеком чести, он отрицал жестокость и «кровожадную» силу Пугачёва.

Отзывчивость и правдивость характера Гринёва не обошли стороной и Машу. При первой же Машиной просьбе спасти её от Швабрина («вы один у меня покровитель, заступитесь за меня, бедную!») Гринёв собирает целый совет военачальников с надеждой на помощь, однако, получив отказ, Пётр продолжает идти в защиту справедливости один. Настоящие, крепкие чувства не позволяют ему бросить свою возлюбленную в беде, и герой уезжает из Оренбурга во вражеский стан. Ради любви Гринёв неоднократно подвергает себя риску: он бросает вызов человеку намного сильнее и опытнее себя, что говорит о его храбрости, умалчивает имя Маши в суде, терпеливо слушая обвинения в неверности воинскому долгу, который он в наиполнейшей мере выполнил.

Образ Петра Гринёва может быть интересен XXI веку широтой и искренностью своих чувств и действий, а также добротой, отзывчивостью, смелостью, преданностью своей родине и некоторым простодушием, которое сохранилось в принимаемых Петром решениях. Упорство, прямота, стремление к свободе и целеустремлённость юноши восхищают. Все эти качества изначально были заложены в нём его семьёй и Савельичем, развивались по ходу произведения и достигли какого-то своего индивидуального совершенства. Вместе взятые, герои «Капитанской дочки» дают нам чёткое представление о чести и подчёркивают её незаменимое значение в нашем невыдуманном мире.



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id78558




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 08:15:45
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение