Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Есть два вида познания — одно посредством чувств, другое — мысли» (Демокрит) (ЕГЭ обществознание)

С древнейших времен философия стремится уяснить суть познавательного отношения человека к миру, природу его познавательной деятельности. Философская теория познания как учение впервые оформляется в Древней Греции. Древнегреческий философ Демокрит разграничивал чувственное и рациональное познание. Иными словами смысл высказывания состоит в том, можно выделить чувственное и рациональное познание.

Перейдем к теоретической аргументации. Ученые определяют познание как активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им новых фактов, явлений, законов развития природы, общества, самого себя. Познание можно рассматривать как процесс приобретения и развития знания, его углубления и расширения. Результатом познания является новое знание.

Познание — это сложный исторический процесс формирования знания, в котором задействованы чувства и разум. Современные учёные, также как Демокрит, различают ступени чувственного и рационального познания. Познание начинается с непосредственных чувственных образов, с так называемого живого созерцания, которое осуществляется посредством органов чувств.

Закрепляясь в словах, понятие сохраняет накопленные человечеством знания и передает их из поколения в поколение. В теории познания нет единого мнения по поводу того, чему принадлежит решающая роль в познании — чувствам или разуму. Эмпирики полагают, что единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт. Рационалисты считают, что наши знания могут быть получены только с помощью разума, без опоры на чувства. Современные ученые пришли к выводу, что эмпиризм и рационализм — это крайности. Развитие философии и науки показывает, что в действительности любое знание есть результат единства чувственного и рационального познания.

Приведем пример из истории. В древности женщины, занимаясь собирательством, заметили, что различные зерна плодов или колосьев, упав на почву, прорастают и вновь дают плоды. Необходимо было ещё подметить, что почва для этого должна быть рыхлая и влажная. Тут-то им и пришла мысль, что таким образом можно выращивать пищу. С тех пор они стали семена съедобных растений сажать и выращивать. Таким образом, из информации, полученной простым созерцанием съедобных растений, с помощью рационального познания родилась гениальная мысль о возможности выращивания съедобных растений.

Приведем пример из истории химии. К середине XIX века опытным путем было открыто 63 химических элемента. Исследованы их свойства. Учёными разных стран делались попытки систематизировать эти данные.

В приведённом примере учёный в своей теоретической деятельности, использовал научные факты, полученные другими учеными. Информация для рационального познания была получена опосредованно с помощью органов чувств (зрения) из книг и журналов.

Таким образом, проанализировав теоретические и фактические примеры, можно сделать вывод о том, что, действительно, в процессе познания участвуют и разум, и чувства. Современные ученые считают, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное познание, так как это две стороны единого процесса познания.

Обновлено:

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.